Дело №2-2813/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Коженовой Т.В. при секретаре Сененковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прудниковой Е.С. к Администрации г.Смоленска об оспаривании решения и признании права собственности на земельный участок, у с т а н о в и л : Прудникова Е.С. обратилась в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, указав, 28.04.2011г. ею получено письмо от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> <адрес>. На основании договора №г., № ООО «А» выполнена схема расположения земельного участка, съемка текущих изменений. Считает, что Администрация г.Смоленска неправомерно отказала ей в согласовании схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) канализационных очистных сооружений. Так, согласно ответа СМУП «Горводоканал», проект санитарно-защитной зоны, городских очистных сооружений, расположенных в конце <адрес> еще находится в стадии разработки. Представитель истицы Бозняков Г.М. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что Прудникова Е.С. является ветераном труда. Земельный участок нашли самостоятельно. Подготовили все необходимые документы. Однако при обращении в Администрацию г.Смоленска получили отказ в согласовании схемы. Данный участок находится в зоне сложившейся застройки. Представитель ответчика Администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Третье лицо СМУП «Горводоканал» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленных возражениях указал, что СЗЗ городских биологических очистных сооружений по ул.М.-Краснофлотская в г.Смоленске при фактической производительности 98,4 тыс.куб.м. в сутки в соответствии с п.7.1.13 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривается равной 500 м (нормативная СЗЗ), что соответствует размеру СЗЗ, устанавливаемому для промышленных объектов и производств второго класса опасности. В силу п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно- защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух по ПДК на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений. СМУП «Горводоканал» разработан проект обоснования расчетной СЗЗ для биологических очистных сооружений по <адрес> в <адрес>. ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области», Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области выданы заключения. Правилами землепользования и застройки г.Смоленска СЗЗ канализационных очистных сооружений в установленном порядке не изменена. Решение местного органа самоуправления об уменьшении границ данной зоны либо ее отмене отсутствует. Таким образом, действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ. Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона). Исходя из положений п.п.1.1, 2.3, 3.4 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29.01.2010 №136-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляется через структурное подразделение Администрации г.Смоленска - Управление архитектуры и градостроительства, а в числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска и другим нормативным документам, определяющим расположение, конфигурацию, размер, другие характеристики и порядок пользования участком. В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. По делу установлено, что проживающая на территории Смоленской области Прудникова Е.С., являясь ветераном труда, 11.04.2011 г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью до 1800 кв.м., расположенного в районе <адрес> (л.д.4-5). Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от 04.04.2011г., куда истица обратилась с заявлением о согласовании схемы расположения испрашиваемого участка, Прудниковой Е.С. отказано в таком согласовании со ссылкой на то, что согласно градостроительному регламенту участка, установленному в составе Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.32007г. (в ред. от 09.11.2010г.) спорный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) канализационных очистных сооружений, в которой размещение жилой застройки не допускается (л.д.6). Как усматривается из имеющихся в деле письменных доказательств, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), в которой индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования. Однако, упомянутый участок земли находится в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, определенных Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, действующих в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193. Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Прудниковой исковых требований. Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах. Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, соблюдение которых в силу ч.3 ст.39 того же Закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в ред. решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства.Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ.В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В силу п.п.2.1-2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Из материалов дела и документов, представленных СМУП «Говодоканал», которому принадлежат упомянутые выше канализационные очистные сооружения, следует, что СЗЗ этих биологических очистных сооружений при фактической производительности 98,4 тыс. кубических метров в сутки в соответствии с п.7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривается равной 500 м. (нормативная СЗЗ), что соответствует размеру СЗЗ, устанавливаемому для промышленных объектов и производств второго класса опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Вместе с тем, в соответствии с п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений. На данный момент указанным предприятием разработан проект обоснования расчетной СЗЗ для названных биологических очистных сооружений, согласно которому размер СЗЗ также определен равным 500 м., но с сокращением с северной стороны до 360 м. - до линии железной дороги, а с западной - до границы размещения производственной площадки (жилая застройка расположена с восточной стороны СЗЗ). По делу также видно, что Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект, в соответствии с которым от очистных сооружений в атмосферный воздух выбрасываются такие загрязняющие вещества, как оксид углерода, диоксид азота, сажа. Согласно экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» проект СМУП «Горводоканал» в г.Смоленске соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам. До настоящего времени определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона канализационных очистных сооружений, принадлежащих СМУП «Горводоканал», в установленном порядке не изменена (не уменьшена) (л.д.29,30-33, 34-38). Вместе с тем, отсутствие установленной на основе соответствующего проекта для действующих канализационных очистных сооружений окончательной границы СЗЗ, не может указывать на возможность неограниченного использования земельных участков, расположенных в непосредственной близости от территории, относящейся к этим сооружениям. При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ). При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами. В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах. Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне. Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом. При этом границы данной СЗЗ в упомянутом выше порядке не изменены; решение органа местного самоуправления об уменьшении границ указанной зоны либо ее отмене отсутствует. При таких обстоятельствах, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, предоставление Прудниковой Е.С. в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым, в связи с чем, у Администрации г.Смоленска оснований для согласования представленной истицей схемы расположения земельного участка также не имелось. При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Прудниковой Е.С. к Администрации г.Смоленска об оспаривании решения и признании права собственности на земельный участок отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий Т.В.Коженова Решение в окончательной форме изготовлено 05.09.2011г.