Дело № 2-1898/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Коженовой Т.В. при секретаре Сененковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курошевой Е.В. к администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, установил: Курошева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилым помещением в г.Смоленске, где она проживает, не обеспечена, в связи с чем, ввиду наличия регистрации в г.Смоленске обладает правом на обеспечение администрацией г.Смоленска жильем по месту жительства, в чем орган местного самоуправления ей необоснованно отказывает. В судебном заседании истица Курошева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации г.Смоленска Беликов Г.В. исковые требования не признал, указав, что истица, как ребенок оставшийся без попечения родителей на территории г.Смоленска не выявлялась. Была выявлена в д.Волоковая Смоленского района Смоленской области. Таким образом, жилое помещение за Козловой Е.В. (Курошевой) должно было быть сохранено по месту ее жительства. В данном случае права истицы на обеспечение ее жилым помещением были нарушены Администрацией муниципального образования Смоленский район Смоленской области. В настоящее время истица обеспечена жилым помещением на территории г.Смоленска. Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальным жилым фондом, в котором проживает истица, можно совершать все действия, предусмотренные действующим законодательством для муниципального жилого фонда. Соответчик Департамент Смоленской области по образованию и науке, привлеченный к участию в деле определением Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.06.2011 года, просил рассмотреть дело без участия его представителя, возражений не представил, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Третье лицо МО «Смоленский район» Смоленской области, привлеченное к участию в деле определением Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.08.2011 года, в судебное заседание своего представителя не направил, в представленном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения предусматривались ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983г. В ст.1 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г., определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными(ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст.1, ч.2 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. № 114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой(попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. В силу п.1 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей(п.1 ст.121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Согласно п.3 ст.145 Семейного Кодекса РФ, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исходя из положений ст.ст. 121-122 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, которые выявляют таких детей, ведут их учет и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Должностные лица учреждений(дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей, которые в течение трех дней со дня получения таких сведений обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. По сути те же обязанности возлагались на органы опеки и попечительства и должностные лица названных учреждений в соответствии со ст.ст. 119,122 действовавшего до 01.03.1996г. Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07.1969г. На основании п.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации(ч.1 ст.6 данного Закона). Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Козлова(Курошева)Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. 09.03.1983 года умер отец истицы - ФИО5, что подтверждается свидетельством о смерти(л.д.13). Из имеющейся в материалах дела справки Волоковского с/Совета усматривается, что местом постоянного жительства семьи Козловых (матери - ФИО7, ее дочери- Козловой Е.в. и сына - ФИО6) являлась <адрес> <адрес>. Решением Смоленского районного народного суда Смоленской области от 25.10.1983 года мать истицы - ФИО7 лишена родительских прав в отношении дочери Елены и сына Александра. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла(л.д.12). Решением районного Совета народных депутатов № от 22.12.1963 года Козлова Е.В. определена на дальнейшее воспитание в детское учреждение. На основании путевки № от ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.В. была определена в Кардымовскую школу- интернат Кардымовского района Смоленской области (л.д.11). Справкой Департамента Смоленской области по образованию и науке № от 24.01.2011г. подтверждается, что Козлова Е.В. действительно воспитывалась в СОГОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полном государственном обеспечении с 10.02.1984 года по 28.08.1991 года. 31.07.1993 года Козлова Е.В. вступила в брак с ФИО9, в связи с чем ей была присвоена фамилия- Курошева (л.д.9). 15.03.1999г. брак расторгнут (л.д. 18). В своих пояснения истица указывает, что после окончания школы она поступила на обучение в ПТУ №, где ей было предоставлено койко-место в комнате №, общежитии <адрес>, где она в период с 1991 года по настоящее время зарегистрирована и проживает совместно с несовершеннолетней дочерью ФИО10 Данный факт подтверждается справкой Филиала ОАО «Жилищник» ЖЭУ №18 от 01.02.2011г. №, копией постановления Главы администрации <адрес> № от 05.10.1998г. (7-8). Согласно справки Администрации Волоковского сельского поседения Смоленского района Смоленской области № от 26.01.2011г. нормативно-правовые акты о закреплении жилого помещения за Курошевой Е.В. в администрации отсутствуют. Данные сведения также отсутствуют в Архивном отделение Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д.35). Как усматривается из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области № от 27.07.2011г. сведения о наличии объектов недвижимого имущества в собственности Курошевой Е.В. отсутствуют (л.д.34). Между тем, право истицы на внеочередное предоставление жилого помещения, как сироте, оставшейся без попечения родителей, ответчиком- Администрацией г.Смоленска не оспаривается. Что касается требований истицы об обеспечении жилой площадью по месту жительства в г.Смоленске, суд исходит из следующего. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства. Исходя из этого, федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает с постоянной регистрацией в установленном законом порядке (п.1 ст. 20 ГК РФ). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК РФ). . По смыслу взаимосвязанных положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, производится органами местного самоуправления, по месту их выявления, как детей, утративших родительское попечение. При этом сам по себе факт перемены таким лицом места жительства не является основанием для возложения подобной обязанности на органы местного самоуправления по последнему известному месту жительства указанного гражданина. Как следует из объяснений сторон и материалов дела, истица была выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей, и определена под опеку в д.Волоковая, <адрес>. Жилое помещение за Козловой (Курошевой) должно было быть сохранено по месту её жительства, и по возвращению из государственного учреждения она должна была быть обеспечена жилым помещением по прежнему месту жительства, т.е. на территории Смоленского района. Таким образом, в силу приведенных выше законоположений, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о предоставлении Курошевой Е.В. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в г.Смоленске, однако это не лишает истицу ставить в судебном порядке вопрос о предоставлении ей жилого помещения на территории того муниципального образования, где она была выявлена. При этом тот факт, что право на внеочередное получение жилья Администрацией Волоковского сельского поседения Смоленского района Смоленской области за Курошевой Е.В. не закреплялось, при установленных судом обстоятельствах основанием для удовлетворения иска служить не может. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Курошевой Е.В. к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней. Председательствующий: Т.В.Коженова Решение в окончательной форме изготовлено 06.09.2011г.