о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, включении в сводный список, предоставлении сертификата, удостоверяющего право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения



Дело № 2-2708/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2011г.                                                                                     г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.

при секретаре: Перегонцевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скутовой Н.Я. к администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на обеспечение жильем, принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, включению в сводный список, предоставлении сертификата, удостоверяющего право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Скутова Н.Я. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на обеспечение жильем, принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, включению в сводный список, предоставлении сертификата, удостоверяющего право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, указав, что является ветераном-участником ВОВ, имеет прав на льготы и компенсации, установленные ФЗ «О ветеранах», в том числе обеспечение жильем. 22.12.2009г. и 19.03.2010г. она обращалась в администрацию г.Смоленска с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в чем ей было отказано по мотивам обеспеченности жильем более учетной нормы по месту регистрации в доме <адрес> г.Смоленска, как члена семьи собственника данного дома - зятя Терещенкова В.Г. Считает отказ незаконным, поскольку членом семьи собственника жилого помещения не является. Просит признать за собой право на обеспечение жильем на основании ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., обязать администрацию г.Смоленска принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате первоначального обращения, а Департамент Смоленской области по социальному развитию включить ее в сводный список отдельных категорий граждан, которым предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем по дате постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставить сертификат, удостоверяющий право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение размером, рассчитанным на дату выдачи сертификата как произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В судебном заседании представитель истицы Балабаева Е.С. требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации г.Смоленска Шерстнева Е.П. требования не признала, полагая, что истица обеспечена жилым помещением по месту регистрации более учетной нормы. Кроме того, изменения в ФЗ «О ветеранах», введенные ФЗ № 327-ФЗ в части исключения такого условия для получения меры социальной поддержки, как постановка на учет до 01.03.2005г., вступили в законную силу 03.01.2010г., в связи с чем истица может быть принята на учет не ранее указанной даты.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Лавриненкова А.И. требования также не признала, поддержав письменные возражения, где указано, что истица не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления, соответственно не включена Департаментом в сводный список граждан, в связи с чем Департаментом права истицы не нарушены.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 21.12.2009г. № 327-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны предоставляется меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Как следует из материалов дела, Скутова Н.Я., <данные изъяты> года рождения, является ветераном-участником ВОВ, имеет право на льготы и компенсации, установленные ФЗ «О ветеранах».

В настоящее время она проживает и зарегистрирована в доме <адрес> г.Смоленска, принадлежащем на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.07.1995г. ее зятю Терещенкову В.Г.

По данным домовой книги в жилом доме зарегистрированы Терещенков В.Г., Скутова Н.П. (дочь истицы) и Скутова Н.Я.

22.12.2009г. и 19.03.2010г. Скутова Н.Я. обращалась в администрацию г.Смоленска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Постановлением администрации г.Смоленска от 02.06.2010 г. № 987-адм Скутовой Н.Я. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что истица по месту жительства обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

Вместе с тем, такой отказ нельзя признать правомерным.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В силу п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: кроме супруга, детей родителей, членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственника независимо от степени родства, а в исключительных случаях иные граждане (например лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли к ним лицо для проживания в жилом помещении как член семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

В данном случае обстоятельства вселения истицы в жилой дом, принадлежащий на праве собственности ее зятю, в качестве члена семьи не нашли своего подтверждения.

Так, из договоров найма жилого помещения от 01.06.1997г., 01.06.2010г., 01.06.2011г. следует, что Скутова Н.Я. проживает в занимаемом жилом помещении на условиях найма.

Из показаний свидетелей Терещенкова В.И., Скутовой Н.П. следует, что Скутова Н.Я. ведет отдельное от них хозяйство, проживает в отдельной комнате, имеет свой бюджет, за счет которого приобретает продукты питания. Уход за истицей осуществляет постороннее лицо. Трещенков В.И. приобрел жилой дом на личные средства, в связи чем, вселение Скутовой Н.Я. было произведено при условии заключения договора найма.

Свидетель Шевченкова И.М. пояснила, что осуществляет уход за Скутовой Н.Я., получает ежемесячную компенсационную выплату. Скутова Н.Я. проживает в отдельной комнате, пользуется свои холодильником, за счет передаваемых истицей денежных средств, свидетель приобретает ей продукты питания.

Из представленных квитанций по оплате коммунальных услуг за 2010г. видно, что истица самостоятельно несет расходы по данному виду услуг.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Скутова Н.Я. членом семьи собственника жилого помещения не является, в связи с чем отказ администрации г.Смоленска в принятии ее на учет нуждающихся в получении жилья отказано неправомерно.

Доводы представителя Департамента о том, что истица получает денежный эквивалент льготы по оплате коммунальных услуг на всех членов семьи не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Заявление Скутовой Н.Я., в котором бы она просила начислять данную льготу на Терещенкова В.И. и (или) Скутову Н.П., как членов своей семьи, представителем ответчика не представлено.

Учитывая, что иных оснований, препятствующих постановке истца на учет, не установлено, и представителями ответчиков в судебном заседании не приведено, суд полагает возможным удовлетворить требования в полном объеме.

При определении даты, с которой Скутова Н.Я. подлежит принятию на учет, суд исходит из того, что заявление о постановке на учет подано 22.12.2009г., однако Федеральный закон от 21.12.2009г. № 327-ФЗ, которым внесены изменения в подп.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» в части исключения такого условия для получения меры социальной поддержки, как постановка на учет до 01.03.2005г., вступил в законную силу 03.01.2010г., в связи с чем, по мнению суда, именно с указанной даты у Скутовой Н.Я. возникло право состоять на учете.

Согласно подп.2 п.3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участникам Великой Отечественной войны.

В Смоленской области вопросы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан регулируются Законом Смоленской области от 29.12.2009 № 154-з «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области» (далее по тексту - Закон Смоленской области).

В соответствии со ст. 2 Закона Смоленской области форма меры социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления жилых помещений определяются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

Постановлением Администрации Смоленской области от 09.03.2010 № 98 «О мере социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлены две альтернативные формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем: предоставление жилых помещений в собственность и предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (пп. 1 п. 1 Постановления).
Причем в соответствии с пп. 2 п. 1 Постановления       форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем вправе определять сам гражданин.

Жилые помещения в собственность либо единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляются гражданам, включенным органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, в сводный список граждан (п.1.3).

Этим же Постановлением утвержден «Порядок предоставления в Смоленской области жилых помещений в собственность и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с п. 3.1 и п. 3.2 которого единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляется ветеранам, выбравшим эту форму предоставления меры социальной поддержки, включенным в сводный список, и в виде сертификата. Размер единовременной денежной выплаты рассчитывается как произведение общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.19). Расчет размера единовременной денежной выплаты производится на дату выдачи сертификата (п. 3.20).

При таких данных требования истицы подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Департамента о том, что финансирование рассматриваемых льгот осуществляется из федерального бюджета, не могут служить основание к отказу в признании и реализации права на обеспечение жильем на основании ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Скутовой Н.Я. удовлетворить частично.

Признать за Скутовой Н.Я. право на обеспечение жильем на основании ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Обязать администрацию г.Смоленска принять Скутову Н.Я. на учет ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета с 03.01.2010г.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить Скутову Н.Я. в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Смоленска - 03.01.2010г. и предоставить сертификат, удостоверяющий право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения размером, рассчитанным на день выдачи сертификата как произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В удовлетворении остальной части иска отказать

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий (судья)                                                               Д.Н.Иванов