Решение о взыскании выходного пособия



Дело г.

Решение

Именем Российской Федерации

15 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Ивановой О.А.,

при секретаре:             Кожановой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска в интересах Умпировича А.С. к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о взыскании выходного пособия,

            установил:

    Прокурор Ленинского района г. Смоленска в интересах Умпировича А.С. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о взыскании выходного пособия <данные изъяты>., ссылаясь на то, что с 28.09.2010г. по 31.12.2010г. истец работал в должности <данные изъяты> пожарной части противопожарной службы Смоленской области ГУ МЧС России по Смоленской области, в связи с сокращением численности работников организации был уволен, при этом выходное пособие в полном объеме не выплачено до настоящего времени.

    Впоследствии исковые требования уточнены, Умпирович А.С. просил взыскать с ответчика выходное пособие с учетом инфляции в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы по оплате услуг Росстата в сумме <данные изъяты>.

    Определением суда от 23.06.2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Аппарат Администрации Смоленской области и Департамент бюджета и финансов Смоленской области.

    Представитель прокурора Ленинского района г. Смоленска Оленева Е.Е., Умпирович А.С., в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ГУ МЧС России по Смоленской области Фомин А.В. иск не признал, указав, что должность, которую занимал истец, финансировалась из средств бюджета Смоленской области на основании заключенного соглашения 2007-2010гг., заключенного между Администрацией Смоленской области и МЧС России. Действие данного соглашения истекло, в рамках нового соглашения 2011-2016гг. было принято решение о создании учреждения «Пожарно-спасательного центра», которое находится в ведомственном подчинении Аппарата Администрации Смоленской области. Департамент бюджета и финансов Смоленской области отказался от разрешения вопроса финансирования, поскольку ГУ МЧС России по Смоленской области не является распорядителем денежных средств. Оспаривал неправомерность взыскания выходного пособия с учетом инфляции и морального вреда.

Представитель соответчика Аппарата Администрации Смоленской области Казаков А.А. исковые требования не признал, пояснил, что в данном случае имеет место трудовой спор, источник финансирования занимаемой истцом должности правового значения для исполнения своих обязательств перед работником правового значения не имеет.

    Представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии ст.178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

       В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ Умпирович А.С. с 01.10.2010 года был принят на работу в пожарную часть противопожарной службы Смоленской области ГУ МЧС России по Смоленской области на должность <данные изъяты> (л.д.7).

       Приказом -к от 21.12.2010 года Умпирович А.С. уволен с 31.12.2010 года по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением численности работников организации (л.д.11).

      Согласно представленной справке ГУ МЧС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , задолженность по выплате выходного пособия Умпировичу А.С. по состоянию на 12.05.2011 года составляет: за февраль 2011г. - <данные изъяты>., за март - <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>. (л.д.20). Данная сумма Умпировичу А.С. ответчиком начислена, однако, соответствующая денежная выплата не произведена, что нарушает права последнего на оплату труда.

      Как следует из представленных ответчиком документов, соглашением между Администрацией Смоленской области и МЧС Российской Федерации последнему передано осуществление части полномочий субъекта РФ в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах. Данное соглашение утверждено постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 года № 753 и распоряжением Администрации Смоленской области № 736-р/адм от 04.09.2007 года.

      Соглашением предусмотрено, что реализация переданных полномочий осуществляется ГУ МЧС России по Смоленской области за счета средств областного бюджета, при этом ГУ МЧС России по Смоленской области было наделено полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета в отношении ассигнований, выделенных для осуществления переданных полномочий (статьи 2-3). Срок действия Соглашения определен до 31.12.2010 года (статья 5).

       В целях реализации указанного Соглашения распоряжением Администрации Смоленской области № 288-р/адм от 06.03.2008 года финансирование расходов, связанных с осуществлением переданных ГУ МЧС России по Смоленской области полномочий, предусмотрено путем перечисления средств на лицевой счет ГУ МЧС, открытый в органах УФК по Смоленской области (п. 2.2).

      В рамках данного соглашения и в соответствии с указанным распоряжением Администрации Смоленской области (п. 4.2) 29.04.2008 года ГУ МЧС России по Смоленской области утверждено штатное расписание ГУ МЧС России по Смоленской области по должностям работников, содержащихся за счет средств областного бюджета (всего 295 должностей), в том числе в структуре ГУ МЧС России по Смоленской области была сформирована пожарная часть противопожарной службы Смоленской области.

      В августе 2010 года Губернатором Смоленской области в МЧС РФ направлен проект Соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах на 2011-2016 годы. Утверждено указанное Соглашение …распоряжением Правительства РФ от 21.04.2011 года № 699-Р.

       В тот же день Постановлением Правительства РФ № 296 было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 года N 753, которым утверждено Соглашение о передаче друг другу полномочий, действовавшее на период 2008-2010 года.

       В целях реализации Соглашения на 2011-2016 годы распоряжением Администрации Смоленской области от 01.11.2010 года № 1537-р/адм создано Смоленской областное государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр», при этом в целях сохранения кадрового потенциала создание Учреждения предполагалось осуществить за счет специалистов ГУ МЧС по Смоленской области (п.4 распоряжения). Структура и штаты Учреждения согласно его Уставу утверждается по согласованию с ГУ МЧС России по Смоленской области (п. 5.5).

Все должности работников ГУ МЧС России по Смоленской области, содержащиеся за счет средств областного бюджета, были введены в штатное расписание СОГУ «Пожарно-спасательный центр», утвержденное приказом его руководителя от 31.12.2010 года № 3, и согласовано с начальником ГУ МЧС России по Смоленской области (л.д. 69-74).

Как следует из пояснений представителя ответчика, задолженность по выплате истцу выходного пособия образовалась по причине того, что Главное управление, являясь распорядителем и получателем бюджетных средств, в соответствии с нормами ст. 158,162 БК РФ вправе исполнять бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, обязано обеспечить адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Однако, согласно справке УФК по Смоленской области от 20.05.2011 года по лицевому счету получателя средств областного бюджета, открытому ГУ МЧС России по Смоленской области, приходные и расходные операции с 01.01.2011 года не осуществляются, остаток средств на счете отсутствует. (л.д.75).

Между тем, обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы и иных выплат, связанных с трудовой деятельностью, в силу положений ст. 22 ТК РФ является безусловной и не ставится в зависимость от источника финансирования этих выплат. Следовательно, причитающееся к выплате истцу пособие подлежит взысканию с работодателя - ГУ МЧС России по Смоленской области. При этом вопросы бюджетных обязательств их участниками могут быть разрешены в рамках исполнения бюджета, в рамках межбюджетных отношений, в том числе и в регрессном порядке. Неурегулированность данных вопросов между участниками межбюджетных отношений не может быть возложена на работника как неблагоприятное последствие.

В связи с чем, требования к Аппарату Администрации Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области удовлетворению не подлежат.

При таком положении на основании ст. 178 ТК РФ суд взыскивает с ГУ МЧС России по Смоленской области в пользу Умпировича А.С. указанную выше задолженность.

         Вместе с тем, истцом заявлены требования о взыскании выходного пособия с учетом роста инфляции в сумме <данные изъяты> в порядке ст. 208 ГПК РФ.

         Суд считает, что данное требование истца не основано на законе по следующим основаниям.

         Правоотношения сторон по взысканию задолженности по выплате выходного пособия регулируются нормами ТК РФ, которыми не предусмотрена индексация задолженности по росту инфляции.

         Согласно ст. 208 ГПК РФ по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.

        По смыслу вышеуказанной статьи индексация денежных сумм может быть применена лишь в случае, если судом уже вынесено решение о взыскании денежных средств, которое длительно не исполняется должником.

        Таким образом, вышеуказанное требование истца подлежит удовлетворению в сумме <данные изъяты>. без учета инфляции.

        С учетом вышеизложенного не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании расходов на оплату услуг Росстата.

        Между тем подлежит удовлетворению требование о компенсации морального вреда.

        Согласно ст. 21 Кодекса, работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

        В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

        В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

        Размер компенсации морального вреда истцу определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных ему нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости в сумме <данные изъяты>

        На основании ст.98 ГПК РФ в доход бюджета г. Смоленска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Взыскать с Главного управления МЧС России по Смоленской области в пользу Умпировича А.С. выходное пособие за февраль, март 2011 года в сумме <данные изъяты>., в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>., а всего - <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части заявленных требований, а также иска к Аппарату Администрации Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области - отказать за необоснованностью.

Взыскать с Главного управления МЧС России по Смоленской области в доход муниципального образования «город Смоленск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

     Председательствующий (судья)                 подпись                                              О.А. Иванова

     Копия верна                                                                                                                  О.А. Иванова

     Полный текст мотивированного решения принят судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ