Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Смоленска в составе председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю. при секретаре Барашковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслака Ю.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и по иску Павловой Е.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установил: Маслак Ю.П. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1800 кв.м. по <адрес> согласно прилагаемой схеме в течение двух недель со дня предоставления им кадастрового паспорта земельного участка с проведением за счет истца работ по формированию земельного участка, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика в реализации предусмотренного Областным законом <адрес> №-з от ДД.ММ.ГГГГ права истца на однократное предоставление земельного участка, том числе по мотиву формирования испрашиваемого истцом земельного участка третьим лицом. Павлова Е.П. признана судом третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, ею заявлены самостоятельные требования к Департаменту о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, №-в. В обоснование иска указывает на то, что после принятии Департаментом положительного решения по формированию земельного участка в испрашиваемом ею месте была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), которая согласована УАиГ администрации <адрес> с последующей постановкой земельного участка на кадастровый учет. Считает правопритязания истца на спорный участок необоснованными, поскольку имея первоочередное право на получение испрашиваемого земельного участка, провела все мероприятия по его формированию. Маслак Ю.П., Павлова Е.П., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель Маслака Ю.П. по доверенности Маслак С.А. исковые требования поддержал, указывая на то, что истец претендует на земельный участок с кадастровым номером №. Представитель Павловой Е.П. адвокат Кузина Н.И. поддержала требования своего доверителя по указанным в иске основаниям, требования Маслака Ю.П. считает необоснованными. Представитель ответчика Департамента - Герасименко В.А. - иски не признал, указав на обоснованность отказа Департамента в предоставлении земельного участка Маслаку Ю.П. по его неоднократным обращениям с просьбами о предоставлении земельного участка в районе <адрес> и по <адрес> <адрес> в связи с нахождением земельного участка не отвечающего минимальным размерам предоставления, в том числе в не регламентированной зоне и предоставлением для формирования третьему лицу соответственно. Отмечает, что в рассматриваемом случае Департамент, действуя в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ничьи права не нарушал, разрешив формирование свободного земельного участка Павловой Е.П. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений на иск не предоставили. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. <адрес> №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» инвалидам, ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент имущественных отношений <адрес> реорганизован в форме присоединения к нему Главного земельного управления <адрес> переименованием в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, которому переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес> - городе - герое Смоленске. Предоставление земельного участка возможно лишь при соблюдении требований земельного законодательства с учетом правового режима испрашиваемого земельного участка и разрешенного использования (ст. 1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 18, 23, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ). Судом установлено, что Маслак Ю.П., проживая на территории <адрес>, как <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ и повторными письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от 0.12.2010 обращался в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1800 кв.м. по <адрес> согласно прилагаемой схеме для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9-13, 37, 39). Департамент, сославшись на невозможность удовлетворения просьбы Маслака Ю.П., письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил ему о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а письмом от ДД.ММ.ГГГГ указал, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне канализационных сооружений (л.д. 12-14). ДД.ММ.ГГГГ Маслак Ю.П. обратился в Департамент с просьбой повторно вернуться к рассмотрению ранее поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что участок в границы санитарно-защитной зоны канализационных сооружений не подпадает. Однако Департамент в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил истцу на своевременность исчерпывающего ответа в письме от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком обращения граждан в РФ и необходимость обращения с новым заявлением, поскольку документы были списаны в архивное делопроизводство (л.д. 15, 16). В удовлетворении просьбы Маслака Ю.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1800 кв.м. по <адрес> <адрес> согласно прилагаемой схеме для индивидуального жилищного строительства Департамент ответил отказом в связи с рассмотрением возможности формирования испрашиваемого земельного участка третьим лицом, что и послужило поводом для обращения истца в суд (л.д. 17, 18). По делу также установлено, что Павлова Е.П., как жительница <адрес> и <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ (вх. №/З) также обратилась в Департамент с аналогичным заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1800 кв.м. примерно по тому же адресу - согласно прилагаемой схеме (л.д. 28-31, 59-60), на что Департаментом письмом от ДД.ММ.ГГГГ было предложено предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д. 32, 61-62, 68). С учетом уточнений места расположения земельного участка по испрашиваемому адресу и последующему одобрению Департаментом. Павловой Е.П. осуществлено формирование спорного земельного участка, который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 33-36, 40, 43, 44, 48, 63-67, 73, 80-86). Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему. Действующее законодательство не предусматривает безусловной обязанности уполномоченного органа передать земельный участок в собственность заинтересованного частного лица по его требованию; предусмотренные законом основания для предоставления в собственность граждан земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков. Условия передачи свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства регламентируются ст. 30 ЗК РФ, т.е. обязательным проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду без такого согласования мест размещения объектов. Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предполагает: проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В соответствии со ст. 32 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Смоленского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление участка без предварительного согласования осуществляется исключительно на торгах (аукционах, конкурсах). К таким земельным участкам, в частности, относятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется по заявлению заинтересованных граждан или юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктами 6.2.1, 6.3-1.1 Положения о регулировании земельных отношений на территории <адрес>, утвержденного решением Смоленского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего в период спорных отношений), также было предусмотрено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Согласно п. 6.5.1 указанного Положения граждане, обладающие льготами в соответствии с федеральными законами, областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-з, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, обращаются с заявлением. Заявление после рассмотрения направляется для подготовки проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо ответа об отказе в предоставлении. Вопросы землепользования регулируются не только нормами ЗК РФ, но и нормами Градостроительного кодекса РФ, которые раскрывают содержание термина "формирование земельного участка". Так, согласно ч. 4 ст. 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам применяется подготовка градостроительных планов земельных участков, в составе которых указываются границы земельного участка и информация о разрешенном использовании земельного участка. Из вышеизложенного следует, что проведение работ по формированию земельного участка является одним из этапов его предоставления, а землеустроительное дело и постановка земельного участка на кадастровый учет производится за счет заявителя; само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер. Поскольку порядок предоставления земельного участка в случае обращения за его предоставлением нескольких лиц Земельным кодексом Российской Федерации не регламентирован, то необходимо руководствоваться принципами земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков. При наличии нескольких заявок на предоставление земельного участка для строительства необходимо обеспечить законные интересы всех лиц, их подавших (п. 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ). Учитывая, что Павловой Е.П. процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка соблюдена, к заявлению приложены необходимые документы, выполнены все необходимые действия для осуществления землеотвода (проведено межевание, участок поставлен на кадастровый учет, предприняты меры по получению необходимых технических условий), что в целом свидетельствует о фактическом завершении ею процедуры предоставления спорного участка, требования Павловой Е.П. суд находит подлежащими удовлетворению. Доводы представителя Маслака Ю.П. о том, что отказ в предоставлении ему земельного участка незаконен, что участок на момент его обращения ДД.ММ.ГГГГ был свободен от притязаний третьих лиц, а Павлова Е.П. первоначально просила участок в другом месте (где в настоящее время расположен земельный участок №-д по <адрес> <адрес>) (л.д. 43), суд не принимает во внимание, поскольку первоначальные отказы в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16) им не обжаловались в установленном законом порядке, в суд истец обратился лишь после того, как Департаментом было сообщено о формировании испрашиваемого земельного участка третьим лицом (т.е. Павловой Е.П.), а изменение схемы расположения земельного участка Павловой Е.П. согласовано Департаментом (л.д. 65). Требуемый Павловой Е.П. размер предоставляемого земельного участка (1800 кв.м.) не превышает установленный Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением 15 сессии Смоленского городского Совета 4 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной собственности <адрес> земель для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома. Поскольку спорный земельный участок не свободен, а фактически предоставлен Павловой Е.П., исковые требования Маслака Ю.П. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Маслака Ю.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать. Исковые требования Павловой Е.П. удовлетворить. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Павловой Е.П. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, №-в. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий судья Л.Ю.Мацкив <данные изъяты>а