Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю. при секретаре Барашковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова В.Н. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении мер социальной поддержки в виде льготы на оплату коммунальных услуг, установил: Куликов В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее по тексту - Департамент), в котором просит обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки членам его семьи (сыну Куликову Б.В., дочери Кищинской О.В., внуку Кищинскому Б.О., внучке Шабуновой С.В.) в размере 50 % от установленной платы за пользование отоплением, холодным и горячим водоснабжением, газом и электроэнергией, вывозом бытовых отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что члены его семьи в соответствии с ФЗ «О ветеранах» имеют право на предоставление указанной льготы, а само непредоставление льгот членам семьи инвалида ВОВ неправомерно, так как снижение ранее установленных льгот для инвалидов ВОВ и проживающих с ними членов семьи недопустимо. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены Куликов Б.В. и Кищинская О.В., на стороне ответчика «СМУП «ВЦ ЖКХ». Куликов В.Н. в судебном заседании поддержал требования, просил обязать Департамент предоставить льготу в виде денежного эквивалента50-процентной скидки в оплате коммунальных услуг, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Третьи лица Куликов Б.В. и Кищинская О.В. поддержали исковые требования, пояснив, что проживают одной семьей, ведут общее совместное хозяйство. Представитель Департамента по доверенности Лавриненкова А.И. иск не признала, пояснив, что органы социальной защиты населения не наделены полномочиями предоставления льготы по оплату платежей за коммунальные услуги членам семьи инвалида войны. Третье лицо СМУП «ВЦ ЖКХ» своего представителя в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без участия их представителя. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот. Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ предусмотрено, что социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). В силу п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № инвалидам Великой Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг является разновидностью государственной поддержки инвалидов, которые нуждаются в повышенной социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. По правилам п. 3, 4 ст. 11 названного Закона (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 524-О, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в системе правового регулирования не может рассматриваться как препятствующее пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и было реализовано до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что согласно удостоверению серии 1-А № от ДД.ММ.ГГГГ Куликов В.Н. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (л.д. 8), в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» ему и членам его семьи предоставлялись льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % от установленной платы за пользование коммунальными услугами. Право пользования такой льготой возникло у истца на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих и было реализовано им до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря № положения подпункта 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ во взаимосвязи с другими нормами законодательства Российской Федерации о ветеранах, не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50% проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членов их семей. В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О указано, что сама по себе утрата силы п.п. 3 и 4 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50% с установленной платы за водоснабжение и пользование газом для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании п. 7 Положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования Куликова В.Н. о перерасчете оплаченных жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на членов его семьи (л.д. 20). Таким образом, иск о предоставлении льготы членам семьи инвалида войны по оплате коммунальных услуг обоснованный и подлежит удовлетворению, начисленные Куликову В.Н. суммы коммунальных платежей, подлежат перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации Правилами от ДД.ММ.ГГГГ N 652 и от ДД.ММ.ГГГГ N 861 финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год, в виде субвенций. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о предоставлении на территории <адрес> мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" было установлено, что формой предоставления на территории <адрес> мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", является денежный эквивалент 50-процентной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На <адрес> по социальному развитию с ДД.ММ.ГГГГ была возложена обязанность организовать работу по учету отдельных категорий граждан из числа ветеранов, определивших для себя право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", а также принять меры по своевременному уведомлению указанных граждан об изменении формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В связи заменой льгот в натуральной форме на денежные компенсации с учетом положений вышеуказанных нормативных актов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанность производить членам семьи Куликова В.Н. - сыну Куликову Б.В., дочери Кищинской О.В., внуку Кищинскому Б.О., внучке Шабуновой С.В. - начисление и выплату ежемесячно денежного эквивалента 50-процентной скидки в оплате горячей воды и отопления, водопровода, газа и электороэнергии, вывоз бытовых отходов (в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) следует возложить на <адрес> по социальному развитию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Куликова В.Н. удовлетворить. Обязать <адрес> по социальному развитию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвести членам семьи Куликова В.Н. - Куликову Б.В., Кищинской О.В., Кищинскому Б.О., Шабуновой С.В. - начисление и выплату ежемесячного денежного эквивалента 50-процентной скидки в оплате горячей воды, отопления, холодного водоснабжения, электроэнергии и газа, вывоз бытовых отходов в пределах нормативов потребления, устанавливаемых органами местного самоуправления <адрес>, за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию закона ФЗ «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Ленинский районный суд <адрес>. Председательствующий судья Мацкив Л.Ю.