Дело №2-3711/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Коженовой Т.В. При секретаре: Сененковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трущенковой В.Ф. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у с т а н о в и л : Трущенкова В.Ф. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако ответчик неправомерно отказал ей в реализации такого права, сославшись на необходимость предоставления истцом чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. Истица в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истицы Ефимова Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил; в представленном отзыве на иск, возражая против удовлетворения заявленных требований, отметил, что в предоставлении истцу земельного участка Департамент не отказывал, Трущенкова В.Ф. лишь было указано на возможность самостоятельного формирования участка для последующего его предоставления, для чего ему необходимо было представить упомянутую выше схему. В компетенцию Департамента не входит обязанность выбирать земельные участки для предоставления льготным категориям граждан. Законодательством предусмотрено, что выбор участка должен осуществляться заявителем самостоятельно. В удовлетворении заявленных требований просит отказать. Третье лицо Администрация г.Смоленска в судебное заседание своего представителя не направило. О дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Возражений не представлено. Ознакомившись с доводами иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ. Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона). Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления. По делу установлено, Трущенкова В.Ф. является «Ветераном труда», что подтверждается удостоверение №, выданным 11.06.1997 года, и проживающая на территории Смоленской области, в 27.07.2011г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка в черте г.Смоленска для индивидуального жилищного строительства. Письмом ответчика от 03.08.2011г. истице сообщено, что формирование земельного участка возможно в индивидуальном порядке при предоставлении схемы его предполагаемого места расположения. Наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г.Смоленска, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, Департамент в указанном выше письме не опроверг. Убедительных, неоспоримых и достоверных доказательств отсутствия в черте г.Смоленска свободного земельного фонда, который возможно предоставить под индивидуальное жилищное строительство истцу, не представлено ответчиком и в ходе разбирательства дела, в то время как по правилам ст.56 ГПК РФ обязанность доказывания таких обстоятельств возложена на лицо, ссылающееся на эти обстоятельства, как на основания своих возражений. Согласно сообщения ФБУ «Кадастровая палата» по Смоленской области от 21.09.2011г. № по состоянию на 01.09.2011г. сведения о правах собственности, наличии зарегистрированных договоров аренды земельных участков у Трущенковой В.Ф. в базах данных ЕГРЗ отсутствуют (л.д.19). В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, не изъятых и не ограниченных в обороте, в их предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством, которое в их числе несформированность участка не упоминает. Существование предусмотренных приведенной выше правовой нормой ограничений, позволяющих отказать Трущенковой В.Ф. в предоставлении участков земли в черте г.Смоленска, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, истец не воспользовался. Обеспечение выбора земельного участка для строительства, отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п.4 ст.30 ЗК РФ). В связи с изложенным, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства истец вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ему любого земельного участка в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г.Смоленска), который свободен от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели. По этим причинам, непредставление истцом в Департамент чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, что в настоящее время предусмотрено п.2.2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243, с учетом положений п.4 ст.28 ЗК РФ не должно служить препятствием для положительного разрешения соответствующего вопроса по существу, при том, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства. Требование о предоставлении упомянутой выше схемы является допустимым в том случае, когда, обращаясь в уполномоченный орган, гражданин претендует на конкретный земельный участок. При таком положении, суд возлагает на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, как уполномоченный орган (Постановление Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86), обязанность по бесплатному предоставлению ФИО7 в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах установленных в соответствии со ст.33 ЗК РФ минимальных и максимальных размеров. С учетом установленного постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, а также требований истца, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истцу земельного участка, равным четырем месяцам со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Трущенковой В.Ф. удовлетворить. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить Трущенковой В.Ф. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления, в течение четырех месяцев с даты вступления решения в законную силу, с проведением за счет Трущенковой В.Ф. работ по формированию данного земельного участка. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий Т.В.Коженова