о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью



Дело №2-3272/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина О.И. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью,

установил:

Ильин О.И. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о восстановлении права на выплату суммы в возмещение вреда здоровью, исчисленной из условного заработка - с учетом заработка полученного за время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭСза период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ответчиком был избран неблагоприятный способ расчета возмещения вреда, необоснованно не был учтен его условный месячный заработок (за один неполный месяц), увеличенный на коэффициенты «6», «6,7» и проиндексированный с учетом коэффициентов повышения стоимости жизни, установленных положениями пенсионного законодательства. В обоснование иска Ильин О.И. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена <данные изъяты> бессрочно с определением утраты трудоспособности в размере <данные изъяты> Истец считал, что ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью первоначально назначена ему неправильно, в меньшем, чем это положено, размере, что не соответствует требованиям закона.

Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с ДД.ММ.ГГГГ к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца Новиков И.Е. заявленный иск поддержал в полном объеме.

Представители Департамента Смоленской области по социальному развитию Захаров П.В. и Недачин Ю.А. исковые требования не признали по тем основаниям, что Департаментом Смоленской области по социальному развитию выплата компенсации в возмещение вреда здоровью производится Ильину О.И. в установленном законом порядке в твердой денежной сумме, до ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась сумма в возмещения вреда здоровью исходя из заработка за 12 месяцев перед установлением инвалидности на основании представленной истцом справки,иными сведениями о заработке истца Департамент Смоленской области по социальному развитию не располагал, поскольку истцом такие сведения не представлялись.

Заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Среднемесячный заработок для определения сумм в возмещения вреда здоровью определялся по правилам п.14 и п.15 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

В пункте 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) помимо того, что было закреплено общее положение о выплате денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, было установлено, что если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.

Со вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился - были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.16). Истец в указанный период работал в <данные изъяты> (л.д.13). Ильин О.И. с ДД.ММ.ГГГГ был признан <данные изъяты> с <данные изъяты> утратой профессиональной трудоспособности, <данные изъяты> связанных с аварией на ЧАЭС (л.д.14).

Ильину О.И. органами социальной защиты населения со ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда, как <данные изъяты>, участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в сумме <данные изъяты> (л.д.5).

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью, которая по общему правилу зависит от суммы заработка, была исчислена ответчиком исходя из среднего заработка истца, полученного за двенадцать месяцев, предшествовавших установлению ему инвалидности (л.д.26,27).

Для расчета среднемесячного заработка истцом были предъявлены 2 справки, выданные АОЗТ им.Нахимова Холм-Жирковского района Смоленской области о заработке за 12 месяцев перед установлением инвалидности за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26,27).

Произведенный органами социальной защиты населения подсчет суммы в возмещение вреда здоровью является правильным. По выбору истца среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем.

Каких-либо сведений о том, что органами социальной защиты населения средний месячный заработок был исчислен за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности вопреки воле Ильина О.И. не имеется. Расчет был составлен на основании представленной Ильина О.И. справки о доходах за 1994-1995 годы.

Доводы истца о необходимости исчисления ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью, исходя из условного заработка за два неполных месяца работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не основаны на законе. К выплате истцу со ДД.ММ.ГГГГ была назначена сумма в возмещение вреда здоровью на основании поданного истцом заявления, к которому не прилагались документы о заработной плате и других доходах за два месяца - ДД.ММ.ГГГГ. Впервые сведения о заработке за ДД.ММ.ГГГГ содержащиеся в справке ООО «Имени Нахимова» от ДД.ММ.ГГГГ , были представлены в суд при подаче иска (л.д.7).

Пунктом 25 части первой, частью второй статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции закона от 12 февраля 2001 года было установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.

Правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из условного заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 года в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Истцу было предоставлено право на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, определенной в порядке, предусмотренном законодательством.

Ильину О.А. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере <данные изъяты> как <данные изъяты> на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34, 35).

Из положений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 11 мая 2007 N 23) следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца. Суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 года сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

Истец добровольно избрал такой способ возмещения вреда, как получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, не оспаривая действия Департамента Смоленской области по социальному развитию по исчислению денежной компенсации в возмещение вреда. Переход истца на выплату ежемесячной денежной компенсации отвечал его имущественным интересам.

Поскольку истец реализовал свое право, предусмотренное вышеназванным законом, а возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.

При таких установленных судом обстоятельствах в иске Ильина О. И. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

в иске Ильина О.И. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленской областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий     К.М.Макарова