О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности по предоставлению данного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011г.                                                                                                            г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришина О.С. об оспаривании отказа Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в предоставлении земельного участка для строительства и возложении обязанности по его предоставлению,

у с т а н о в и л:

Гришин О.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка на пр.<данные изъяты> возле дома № <данные изъяты> в г.<данные изъяты> предполагаемой площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства торгово-гостиничного комплекса по причине принятия данным уполномоченным органом решения о предоставлении сформированного на соответствующей территории участка в аренду по результатам проведения торгов, сославшись на необоснованность этого решения и отсутствие правовых оснований для разрешения вопроса о предоставлении испрашиваемого им участка земли в порядке, предусмотренном п.п.3, 5 ст.30, ст.ст.31-32 ЗК РФ.

Представитель заявителя Радченков О.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области Головко О.В. и Кощеев А.А. заявленные требования не признали, отметив, что на момент обращения Гришина О.С. спорный земельный участок большей частью накладывался на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., сформированный и поставленный на кадастровый учет в <данные изъяты>., из которого впоследствии был сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., в отношении которого Департаментом принято решение о предоставлении его в аренду по результатам торгов, что в силу положений п.п.3-4, п.6 ст.30 Земельного Кодекса РФ исключало возможность удовлетворения просьбы заявителя о предоставлении участка, на который претендовало ряд иных лиц. Кроме того, указали на то, что удовлетворение заявленных Гришиным требований о предоставлении участка приведет к тому, что такой участок будет предоставлен на основании судебного решения, минуя предусмотренную законом (ст.31 ЗК РФ) процедуру выбора, в рамках которой органом местного самоуправления определяется сама возможность осуществления строительства определенного объекта на спорном участке земли с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, определения вариантов размещения такого объекта и проведения процедур согласования.

Представитель Администрации г.<данные изъяты> Андреева О.В., возражая против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы представителей Департамента.

Привлеченное к участию в деле ООО Т.» направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.1, 3, 5 ст.30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (за исключением лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса) в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гришин О.С. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием под размещение торгово-гостиничного комплекса на пр.<данные изъяты> возле дома №<данные изъяты> в г.<данные изъяты> предполагаемой площадью <данные изъяты> кв.м.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении просьбы заявителя отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый им участок земли расположен в границах земельного участка, в отношении которого данным уполномоченным органом принято решение о формировании с целью предоставления с аукциона для строительства многоуровневой подземной стоянки (л.д.7-8).

Из объяснений участников процесса и письменных доказательств также следует, что ранее, на основании постановления Главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование» был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок под номером 67:27:0020610:19 площадью 2968 кв.м., расположенный на пересечении ул.<данные изъяты> и пр.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> и относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «под сквером» (л.д.71-72).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области издан приказ «О формировании земельных участков для предоставления с аукциона», согласно которому принято решение о формировании земельного участка, расположенного в г.<данные изъяты> по пр.<данные изъяты> для строительства многоуровневой подземной парковки в границах земельного участка с кадастровым номером и земельных участков для строительства входов-выходов подземных переходов (л.д.48, 60-61).

В соответствии с постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -адм, на основании заявления Департамента от ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1 Постановления Главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование» признан утратившим силу (л.д.62-63).

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м. снят с кадастрового учета (л.д.67).

Сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: г.<данные изъяты>, пр.<данные изъяты>, напротив ТД «Гамаюн» (категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для строительства многоуровневой подземной стоянки»), а также о земельных участках и , площадью по <данные изъяты> кв.м. (категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для строительства входа-выхода подземного перехода») были внесены в государственный кадастр в отношении первого из них ДД.ММ.ГГГГ, в отношении последних - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д.65-70, 75-80).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных и имущественных отношений <данные изъяты> области издан приказ , которым определено провести ДД.ММ.ГГГГ аукцион в отношении указанных земельных участков; соответствующее объявление ДД.ММ.ГГГГ размещено в печатном издании «<данные изъяты>» (л.д.23-26, 30).

По делу также видно, что на земельный участок в указанном районе города <данные изъяты> претендовали ранее также и иные помимо Гришина О.С. лица - ООО М.» и ООО Т.» (л.д.27, 33).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ отказ Департамента в предоставлении ООО М.» соответствующего участка земли признан правомерным (л.д.34-35).

Последовавший отказ Департамента в предоставлении участка ООО Т.» на основании заявления данной организации от ДД.ММ.ГГГГ, этим обществом не оспаривался (л.д.28).

Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об обоснованности заявленных Гришиным О.С. требований.

Из взаимосвязанных положений п.4 ст.28, п.п.1.1, 3, 5 ст.30, ст.ст.31-32 ЗК РФ следует, что отказ уполномоченного органа в предоставлении заявителю земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта возможен только в случаях установленных федеральным законом или нормативным актом органа власти субъекта РФ, который в <данные изъяты> области не принят.

Как усматривается из материалов дела, отказ Гришину в предоставлении спорного участка мотивирован Департаментом положениями п.6 ст.30 ЗК РФ, согласно которой в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст.11.1 ЗК РФ).

По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если вышеуказанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.

Исходя из приведенных выше законоположений следует, что проведение торгов в порядке определенном пунктами 3-4, п.6 ст.30 ЗК РФ в отношении участка испрашиваемого для строительства допустимо лишь при условии, что данный участок на момент принятия уполномоченным органом решения о проведении торгов сформирован как объект земельных отношений и поставлен на кадастровый учет с соответствующими индивидуальными характеристиками.

С учетом этого, применение положений п.6 ст.30 ЗК РФ в рассматриваемой ситуации могло иметь место лишь в случае, если заявление Гришина О.С. о выборе земельного участка поступило в уполномоченный орган власти после завершения процедуры формирования подлежащего предоставлению с торгов для строительства многоуровневой подземной стоянки участка земли.

Между тем, на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ) Гришина О.С. в Департамент с заявлением о предоставлении спорного участка земли для строительства торгово-гостиничного комплекса, земельный участок, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ данным органом было принято решение о предоставлении его с аукциона не существовал, поскольку был сформирован и поставлен на кадастровый учет только во второй половине марта <данные изъяты>., а в отношении изначально сформированного на этой территории участка земли с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием «под сквером» в день обращения Гришина (ДД.ММ.ГГГГ) было принято постановление Администрации г.<данные изъяты> -адм о прекращении его существования как объекта земельных отношений, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ этот участок был снят с кадастрового учета (при этом дата снятия участка с кадастрового учета правоопределяющего значения не имеет, поскольку завершение кадастрового учета производно от прекращения существования объекта недвижимости, решение о чем в данном случае было принято органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, на дату обращения Гришина О.С. в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка правовых оснований для отказа в осуществлении процедуры представления этого участка заявителю в порядке, предусмотренном п.п.3, 5 ст.30, ст.ст.31-32 ЗК РФ, у данного уполномоченного органа не имелось.

То обстоятельство, что во второй половине марта 2011г. на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами , и правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку эти участки возникли как объекты земельных отношений в последующий обращению Гришина О.С. с названным заявлением период, являются вновь образованными участками, имеющими иную конфигурации (границы) и разрешенное использование, нежели находившийся до ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. и с учетом обращения заявителя не могли быть сформированы до проведения процедуры предоставления Гришину спорного участка в порядке п.п.3, 5 ст.30, ст.ст.31-32 ЗК РФ.

Соответственно, после разрешения соответствующего вопроса о предоставлении заявителю испрашиваемого им участка будет иметься объективная возможность для постановки нового объекта земельных отношений на кадастровый учет и одновременного снятии с учета ранее существовавшего участка в порядке установленном Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При изложенных выше обстоятельствах, свидетельствующих о нарушения прав Гришина О.С. при разрешении Департаментом его обращения, издание данным уполномоченным органом приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании земельных участков для предоставления с аукционов», а также принятие им в течение продолжительного периода времени мер, направленных на исполнение этого приказа, при установленном факте формирования соответствующих участков в период после инициирования заявителем вопроса о предоставлении спорного объекта земельных прав, основанием для признания оспариваемых действий (бездействия) Департамента правомерными служить не может.       

Ссылки представителей Департамента на вступившее в законную силу решение <данные изъяты> суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО М.» отказано в удовлетворении требования об оспаривании отказа данного уполномоченного органа в предоставлении земельного участка напротив дома №<данные изъяты> на пр.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> с предварительном согласованием места размещения многоуровневой подземной парковки, признаются несостоятельными, поскольку упомянутый судебный акт не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора ввиду отсутствия необходимого для этого тождества его участников и оснований предъявленных требований (ч.3 ст.61 ГПК РФ). К тому же, данное судебное решение было принято тогда, когда Постановление Главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование» утратившим силу признано не было.

Утверждения представителей Департамента о том, что, исходя из положений п.11 ст.1 и п.4 ст.30 ЗК РФ при наличии нескольких претендентов на земельный участок его предоставление должно производится посредством проведения торгов, во внимание судом при разрешении настоящего гражданского дела не принимаются, поскольку в материалах дела имеются данные о наличии на момент разрешения спора лишь одного заинтересованного в предоставлении участка земли лица - Гришина О.С. (безосновательность правопритязаний ООО М. на земельный участок установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, а отказ Департамента в предоставлении земельного участка в установленные законом сроки ООО Т.» не оспорен, возражений относительно возможности удовлетворения заявленных Гришиным О.С. требований данное общество в ходе судебного разбирательства не выразило, отметив, что оставляет разрешение спора на усмотрение суда).

При таком положении, суд признает оспариваемое Гришиным О.С. решение незаконным и возлагает на Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области обязанность по предоставлению заявителю в аренду (п.3 ст.30 ЗК РФ) в установленном действующим законодательством порядке земельного участка на пр.<данные изъяты> возле дома №<данные изъяты> г.<данные изъяты> предполагаемой площадью <данные изъяты> кв.м под размещение торгово-гостиничного комплекса.

При этом с учетом прямого указания закона (п.10 ст.30 ЗК РФ, ст.258 ГПК РФ), суд считает необходимым установить в решении срок исполнения возложенной на Департамент обязанности равным трем месяцам, исчисляемым со дня его вступления в законную силу.

Отклоняя доводы представителей Департамента и Администрации г.<данные изъяты> о том, что удовлетворение заявленных Гришиным требований о предоставлении участка приведет к тому, что такой участок будет предоставлен на основании судебного решения, минуя предусмотренную законом (ст.31 ЗК РФ) процедуру выбора, суд считает необходимым отметить следующее.

По правилам п.10 ст.30 ЗК РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

В силу положений п/п.1 п.5 ст.30 ЗК РФ выбор земельного участка является лишь одним из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Таким образом, принятие настоящего судебного решения предполагает осуществление Департаментом процедуры предоставления Гришину О.С. спорного участка земли с соблюдением предусмотренного п.5 ст.30, ст.31-32 ЗК РФ порядка, в рамках которой орган местного самоуправления в силу положений п.2 ст.31 ЗК РФ должен обеспечить выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

При этом при разрешении заявленных Гришиным требований судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация г.<данные изъяты>, которая наряду с Департаментом имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в ходе судебного разбирательства не представила мотивированных, документально подтвержденных данных, убедительно и неоспоримо указывающих на невозможность предоставления заявителю на момент рассмотрения дела спорного участка земли, несоответствия испрашиваемого вида его использования разрешенному использованию соответствующей территории, включая сведения о каких-либо ограничениях и запретах на ведение строительной деятельности на этом участке.

Суд также отмечает, что соответствующие доводы не были положены в основу оспариваемого заявителем отказа от ДД.ММ.ГГГГ, что исключило для него как таковую возможность корректировки представленного проекта.

При таком положении, суд удовлетворяет заявленные требования.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Гришину О.С. земельного участка с предварительным согласованием под размещение торгово-гостиничного комплекса на пр.<данные изъяты> возле дома № <данные изъяты> г.<данные изъяты> предполагаемой площадью <данные изъяты> кв.м.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу в установленном действующим законодательством порядке предоставить Гришину О.С. в аренду земельный участок на пр.<данные изъяты> возле дома №<данные изъяты> г.<данные изъяты> предполагаемой площадью <данные изъяты> кв.м под размещение торгово-гостиничного комплекса.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска.

               Председательствующий                                                     А.В.Кудряшов