Дело № 2-2707/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 октября 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего судьи Иванова Д.Н. при секретаре Ивановой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атроховой В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании недостоверной кадастровой оценки земельного участка и установления кадастровой стоимости земельного участка, у с т а н о в и л: Атрохова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании недостоверной кадастровой оценки земельного участка и установления кадастровой стоимости земельного участка, указав, что является собственником земельного участка площадью 483 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.<адрес>. В 2008г. удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка составлял <данные изъяты> за 1 кв.м. Постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008г. № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области. После вынесения данного постановления согласно кадастровому паспорту на принадлежащий истцу земельный участок, его кадастровая стоимость указана в размере <данные изъяты> а удельный показатель кадастровой стоимости составил <данные изъяты>. за 1 кв.м. Считает результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными, поскольку они превышают его рыночную стоимость, которая согласно выполненного ООО «Автотехэксперт» отчету составляет <данные изъяты> руб. Значительное увеличение кадастровой стоимости земельного участка влечет увеличение налоговых обязательств истца. Просит признать недостоверным результат кадастровой оценки земельного участка в размере <данные изъяты> коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>., признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области по внесению в государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере, установить кадастровую стоимость земельного участка в размере <данные изъяты>. и удельного показателя кадастровой стоимости - <данные изъяты> коп., обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области восстановить в государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты>. и удельном показателе кадастровой стоимости - <данные изъяты> В судебном заседании представитель истца Заворотнев М.П. требования поддержал. Представители Управления Росреестра по Смоленской области Потоцкая В.С., Крюкова Е.В. требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, где указано, что государственная кадастровая оценка земель проводилась ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по заказу администрации Смоленской области в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007г. № 39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 15.02.2007г. № П/0152. Результаты оценки были согласованы Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008г. № 584 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов и муниципальных районов Смоленской области. Одновременно признано утратившим силу постановление администрации Смоленской области от 06.10.2003г. № 258 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области». Поэтому внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основании утратившего силу постановления и восстановлении ранее внесенных сведений противоречит действующему законодательству. Представители ФГУП «Ростехинвенатризация - Федеральное БТИ» Корбут О.Ф., Горовцева И.Г. требования также не признали, пояснив, что расчет кадастровой стоимости земельных участков производился на основе построения статистических моделей, где закладывались факторы стоимости каждого земельного участка и рыночная информация о земельных участках и иных объектах недвижимости по видам разрешенного использования. Земельный участок истца был отнесен к 5 группе функционального использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). В результате расчета с применением специального программного обеспечения удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка истца составил <данные изъяты>. Расчет удельного показателя представлен в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области. Впоследствии по заявлению Атроховой В.М. результаты расчета были пересмотрены и вследствие уточнения факторов стоимости применен удельный показатель, составляющий <данные изъяты>. Этот показатель и был внесен органом кадастрового учета в сведения о земельном участке. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимости также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке. При этом действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Гришутина Е.А. поддержала доводы возражений Управления Росреестра по Смоленской области и ФГУП «Ростехинвенатризация - Федеральное БТИ». Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В силу п.2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно п.п. 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент). Согласно п. 1.4 Методических указаний, определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 Методических указаний (в числе которых согласно п. 1.2.5, перечислены земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), осуществляется в следующем порядке: - формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, в частности указанного в п.1.2.5 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В силу положений Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента). Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания). По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета Методическим указаниям; о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение. Как установлено судом, Атрохова В.А. является собственником земельного участка площадью 483 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: г.Смоленск, <адрес>. Разрешенным использованием земельного участка указано использование под магазин (л.д.16). Согласно выписке из государственного земельного кадастра по состоянию на 26.04.2006г. кадастровая стоимость данного земельного участка составляла <данные изъяты>., удельный показатель кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) - <данные изъяты>. (л.д.110). Из пояснений сторон следует, что в 2007-2008 г.г. была проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Заказчиком работ по ГКОЗ НП Смоленской области являлся Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, исполнителем - ФГУП «Ростехинвернаризация - Федеральное БТИ». В результате выполнения работ ФГУП «Ростехинвернаризация - Федеральное БТИ» с использованием специального программного обеспечения подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области. Данный отчет прошел согласование с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости на соответствие Методическим указаниям. В результате расчета удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Смоленск, <адрес> с кадастровым номером № составил <данные изъяты> за 1 кв.м. По заявлениям Атроховой В.М. Управлением Росреестра по Смоленской области были уточнены факторы стоимости земельного участка и пересмотрен УПКСЗ, который снижен до <данные изъяты>. за 1 кв.м., исходя из приближенных показателей УПКСЗ соседних кварталов, имеющих одинаковый фактор стоимости. Решением Управления Роснедвижимости по Смоленской области от 04.09.2009г. в государственный кадастр недвижимости в порядке исправления кадастровой ошибки внесены данные об УПКСЗ в размере <данные изъяты> Доводы истца фактически сводятся к оспариванию данного УПКСЗ, по его мнению, кадастровая стоимость земельного участка должна быть приближена к рыночной стоимости земельного участка, которая согласно выполненного ООО «Автотехэксперт» отчету составляет <данные изъяты> Данную позицию истца суд находит ошибочной. В п.3 ст.66 ЗК РФ не содержится порядок оценки рыночной стоимости и переход от нее к кадастровой, то есть не установлен конкретный размер соотношений. Следовательно, установление кадастровой стоимости в размере, превышающем размер рыночной стоимости, не противоречит положениям данной нормы. Рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену продажи объекта, а кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования. Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Действующим законодательством не установлено тождество кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости и не установлено, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать оценку его рыночной стоимости либо должна быть приближена к рыночной стоимости. При таких обстоятельствах следует признать, что в отсутствие объективных критериев не имеется оснований для вывода о том, что результат оценки кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка является завышенным. Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, у суда не имеется оснований прийти к выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка. К тому же, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты>. и с УПКСЗ - <данные изъяты>., о чем заявляет истец в иске, не представляется возможным, поскольку данные показатели были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления администрации Смоленской области от 06.10.2003г., которое признано утратившим силу постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008г. № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области». Следует отметить, что утвержденные постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008г. № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» средние УПКСЗ в кадастровом квартале № не только не превышают размеров, установленных в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, но и более чем в 2 раза ниже. При таких данных оснований для удовлетворения иска суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Атроховой В.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней. Председательствующий Д.Н.Иванов Решение в окончательной форме изготовлено 10.10.2011г.