о взыскании денежной компенсации взамен сертификата



Дело № 2-3287/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011г.                                                                                                 г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.Н.

при секретаре     Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыденкова В.П., Давыденковой В.П., Давыденковой Е.В. к МЧС России, Главному управлению МЧС России по Смоленской области, Центральному региональному центру МЧС России, Министерству финансов РФ о выдаче государственного жилищного сертификата,

установил:

Давыденков В.П., Давыденкова В.П., Давыденкова Е.В. первоначально обратились в суд с иском к МЧС России, Главному управлению МЧС России по Смоленской области, Центральному региональному центру МЧС России, Министерству финансов РФ о выдаче государственного жилищного сертификата о взыскании денежной компенсации взамен сертификата, указав, что решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.10.2010г. на ГУ МЧС России по Смоленской области возложена обязанность по направлению документов в Центральный региональный центр МЧС России на выдачу Давыденкову В.П. с составом семьи три человека государственного жилищного сертификата. Сертификат Давыденков В.П. должен был получить в 2010г., однако до настоящего времени он не выдан, в связи с чем просили взыскать с МЧС России убытки в размере причитающейся государственной субсидии в сумме <данные изъяты> руб.

Впоследствии истцы требования изменили, просили обязать МЧС России выдать им в 2011г. государственный жилищный сертификат, исходя из нормы жилой площади 56 кв.м. и по цене за 1 кв.м. в размере не менее <данные изъяты> руб., а также судебные расходы.

В судебном заседании истцы и представитель Давыденкова В.П. адвокат Седлецкий С.В. требования поддержали.

Представитель МЧС России Самойлик В.А. требования не признала, поддержав письменные возражения на иск, где указано, что Давыденковым В.П. не представлено обязательство о сдаче жилья. Кроме того, заявлено о пропуске истцом 3-х месячного срок на обжалования бездействия федерального органа исполнительной власти.

Представитель Министерства финансов РФ Кондрашков А.В. иск также не признал, полагая, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ГУ МЧС России по Смоленской области и Центрального регионального центра МЧС России в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не представил.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 10.12.2009г. ГУ МЧС России по Смоленской области обязано включить на 2010г. Давыденкова В.П. в составе семьи три человека, супруги Давыденковой В.П. и дочери Давыденковой Е.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Во исполнение указанного решения суда 25.03.2010г. жилищной комиссией ГУ МЧС России по Смоленской области принято решение о включении Давыденковых в состав участников подпрограммы.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.07.2010г. на ГУ МЧС России по Смоленской области возложена обязанность по направлению документов в Центральный региональный центр МЧС России на выдачу Давыденкову В.П. с составом семьи три человека государственного жилищного сертификата.

В соответствии с п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. (далее- Правила), в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год (п.27 Правил).

Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников Подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.

Как установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.07.2010г., имеющим в силу ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение, обращение Давыденкова В.П. с заявлением (рапортом) на включение его с семьей в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и выдаче ГЖС, имело место 06.03.2008г., при этом он представил необходимый пакет документов.

Незаконный отказ ГУ МЧС России по Смоленской области, повлек невозможность для истца принять участие в подпрограмме в следующем, после подачи заявления, году, в связи с этим решением суда он был включен в состав участников подпрограммы именно на 2010г.

Письмом ГУ МЧС России по Смоленской области от 29.09.2010г. Давыденкову В.П. было сообщено, что 27.07.2010г. сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011г., содержащий сведения об истцах, был направлен в Центральный региональный центр МЧС России.

Однако до настоящего времени ГЖС Давыденкову В.П. не выдан, несмотря на отсутствие на то каких-либо законных оснований.

Не оспаривая факта признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязанности рассмотрения вопроса о выдаче ГЖС, представитель МЧС России ссылается на то обстоятельство, что Давыденковым В.П. не представлено обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения.

Вместе с тем, включение истцов в сводные списки производилось на основании решения суда, являющимся в силу ст.6 Федерального конституционного закона от 31.1.2006г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению.

Кроме того, как следует из содержания ответа заместителя Главы города Смоленска от 12.05.2008г. соответствующее обязательство Давыденковым В.П. предоставлялось, однако собственником жилья -администрацией г.Смоленска оно не принято (л.д.24).

При таких обстоятельствах требования истцов о выдаче ГЖС в 2011 году подлежат удовлетворению.

Учитывая, что в силу п.18 Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подп. «а» - «в» п.5 Правил, к которым относится Давыденков В.П., осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, то надлежащим ответчиком по делу будет выступать МЧС России.

Поскольку в силу п.16, 16.2 Правил определение общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты ставится в зависимости от того, оставляется ли занимаемое жилое помещение в пользовании участника Программы и членов его семьи, либо освобождается, то требования истцов в части применения норматива для расчета социальной выплаты в размере 54 кв.м. не могут быть разрешены.

В силу п.12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

В этой связи требования истцов об установлении размера социальной выплаты, исходя из стоимости 1 кв.м. не менее <данные изъяты> руб., будут противоречить вышеназванным положениям Правил, поэтому также не могут быть удовлетворены.

При таких данных требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

Ссылки представителя МЧС России на пропуск срока обращения в суд, установленный ст.256 ГПК РФ являются необоснованными, поскольку требования истцов рассматриваются не в порядке главы 25 ГПК РФ, а в исковом порядке, что исключает применение указанного срока.

По правилам ст.100 ГПК РФ в пользу истца Давыденкова В.П. с МЧС России подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб.

Расходы по оплату услуг Росстата не подлежат возмещению, поскольку не имеют отношения к рассмотренному спору.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в редакции от 27 декабря 2009 г.) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Давыденкова В.П., Давыденковой В.П., Давыденковой Е.В. удовлетворить частично.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Давыденкову В.П. с составом семьи три человека, включая его, Давыденкову В.П. и Давыденкову Е.В. государственный жилищный сертификат в 2011 году за счет средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели, исходя из размера социальной выплаты на дату выдачи сертификата.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в пользу Давыденкова В.П. <данные изъяты> руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий                 Д.Н.Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 03.10.11г.