о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.

при секретаре Барашковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потеряхиной Т.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Потеряхина Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) с требованием обязать Департамент предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства по <адрес> в <адрес>, напротив земельного участка -а примерной площадью 1800 кв.м. согласно прилагаемой схеме месторасположения земельного участка. В обоснование иска ссылается на то, что является инвалидом второй группы, в соответствии с Областным законом <адрес> -з от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства. Однако ей необоснованно в этом отказано.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ООО «Складской комплекс «Миловидово».

Истица, извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель истицы адвокат по ордеру Кузина Н.И. исковые требования поддержала, просила предоставить истице в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства по <адрес> <адрес> напротив земельного участка -а площадью 1800 кв.м. в соответствии со схемой, изготовленной ООО «Русич».

Представитель ответчика Департамента по доверенности Герасименко В.А. исковые требования не признал по тем основаниям, что в 2009 году ООО «СК «Миловидово» разрешен выбор спорного земельного участка под размещение административного здания. Однако до настоящего времени в Департамент не предоставлены данные об осуществлении ООО «СК «Миловидово» процедуры выбора земельного участка.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Администрация <адрес> в судебное заседание своего представителей не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя (л.д. 17).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ООО «СК «Миловидово» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены, возражений на иск не предоставили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. <адрес> -з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» инвалидам, ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.

Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно, такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п. 4 ст. 30 ЗК РФ, по смыслу которого проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления.

Судом установлено, что проживающая в <адрес> Потеряхина Т.А., как <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (вх. /З) обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в <адрес> <адрес>, напротив участка -а, согласно прилагаемой схеме (л.д. 5-7).

Не оспаривая право истицы на предоставление земельного участка, Департамент сообщил истице о расположении испрашиваемого участка в границах санитарно-защитной зоны предприятия, в которой в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома (л.д. 8, 9).

На повторное заявление Потеряхиной Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. /з) в удовлетворении ее просьбы также отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый ею земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства (л.д. 48).

По делу видно, что действительно испрашиваемый истицей земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого Департаментом в 2009 году решался вопрос о его предоставлении ООО «СК «Миловидово». Последнее ДД.ММ.ГГГГ обратилось в названный уполномоченный орган с заявлением о выборе соответствующего участка земли под строительство административного здания (л.д. 44-47, 49-51).

Однако в настоящее время вопрос о предварительном согласовании места размещения упомянутого административного здания списан в архивное производство в виду невыполнения требований Департамента о предоставлении в установленный срок документов, подтверждающих осуществление процедуры выбора испрашиваемого земельного участка (л.д. 67-68).

Анализ имеющихся в деле доказательств, приводит к выводу об обоснованности заявленных Потеряхиной Т.А. требований.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

На основании ч.ч. 3-4 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что использование земельного участка в целях, не соответствующих разрешенным видам использования такого участка, недопустимо.

Таким образом, земельное и градостроительное законодательство исходит из того, что разрешенные условия использования территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.

Как усматривается из письменного отношения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) отнесены к территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа (л.д. 17).

Согласно градостроительному регламенту указанной территориальной зоны осуществление в ней строительства объектов, непосредственно не связанных с проживанием граждан, не предусмотрено (л.д. 20-22).

То обстоятельство, что на момент обращения ООО «СК «Миловидово» с заявлением о выборе земельного участка действующие тогда документы территориального планирования позволяли осуществлять на нем строительство административного здания, правового значения для разрешения заявленных Потеряхиной Т.А. исковых требований не имеют, поскольку возможность использования земельного участка в испрашиваемых целях определяется уполномоченным органом с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ) на момент принятия решения о предоставлении этого участка гражданину либо юридическому лицу.

Кроме того, до настоящего времени такое решение в отношении ООО «СК «Миловидово» Департаментом не принято (приказ о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающий акт о выборе земельного участка и являющийся основанием установления границ земельного участка и его государственного кадастрового учета, не издан, - ч.ч. 6, 8 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ЗК РФ), предусмотренная законом (ст.ст. 31-32 ЗК РФ) процедура предоставления земельного участка не завершена. С 2009 года до настоящего времени доказательств проведения ООО «СК «Миловидово» процедуры выбора спорного земельного участка не имеется.

К тому же, порядок предоставления земельного участка в случае обращения за его предоставлением нескольких лиц Земельным кодексом Российской Федерации не регламентирован, поэтому необходимо руководствоваться принципами земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков.

По правилам ст. 31 ЗК РФ на таком этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта, как выбор земельного участка, определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.

В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок с целью защиты прав этих конкретных лиц.

Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

Таким образом, при наличии нескольких заявок на предоставление земельного участка для строительства необходимо обеспечить законные интересы всех лиц, их подавших (п. 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Исходя из приведенного выше толкования норм земельного законодательства, ссылки представителя ответчика на п. 2.4 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес> - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в собственность гражданина, обладающего правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен земельный участок, если на дату подачи заявления он не был закреплен за иным гражданином или юридическим лицом, признаются судом несостоятельными.

К тому же, названный Порядок не определяет того, что следует рассматривать в качестве закрепления земельного участка за третьим лицом, которое испрашивает его для строительства, что предполагает осуществление процедуры выбора этого участка земли (ст. 31 ЗК РФ). Однако из системного толкования указанной правовой нормы и ст.ст. 31, 32 ЗК РФ следует, что отказ в предоставлении гражданину в льготном порядке в собственность земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства возможен в этом случае только тогда, когда уполномоченный орган принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе этого земельного участка, а в последующем и решение о предоставлении этого земельного участка для строительства, на основании которого установлены границы такого земельного участка и он поставлен на государственный кадастровый учет.

Предусмотренные п. 4 ст. 28 ЗК РФ ограничения, позволяющие отказать Потеряхиной Т.А. в предоставлении испрашиваемого ею участка земли в <адрес>, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, его градостроительный регламент предусматривает осуществление индивидуального жилищного строительства в качестве основного вида разрешенного использования (л.д. 17-22). Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -з, истица не воспользовалась (л.д. 15).

Требуемый истицей размер предоставляемого земельного участка (1800 кв.м.) не превышает установленные решением 15-й сессии Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ нормы. Убедительных и неоспоримых доказательств невозможности предоставления истице земельного участка для индивидуального жилищного строительства именно такого размера в соответствии с подготовленной ООО «Русич» схеме месте, ответчиком суду не представлено.

В связи с этим, исходя из предмета иска, учитывая порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд считает необходимым обязать Департамент предоставить истице в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1800 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, напротив <адрес>-а в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, изготовленной ООО «<данные изъяты>», обозначенного поворотными точками 1, 2, 3, н1, н2, 1, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, с проведением работ по формированию данного земельного участка за счет истицы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Потеряхиной Т.А. удовлетворить.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Потеряхиной Т.А. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1800 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, напротив <адрес>-а в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, изготовленной ООО «<данные изъяты>», обозначенного поворотными точками 1, 2, 3, н1, н2, 1, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, с проведением работ по формированию данного земельного участка за счет Потеряхиной Т.А..

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий судья                         Л.Ю.Мацкив

<данные изъяты>1