о восстановлении права на получение социальной доплаты к пенсии, взыскании недоплаты к пенсии



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.

при секретаре                                Барашковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печерской М.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о восстановлении права на получение социальной доплаты к пенсии, взыскании недоплаты к пенсии,

установил:

Печерская М.Н. с учетом уточненных требований обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска о восстановлении права на получение социальной доплаты к пенсии, указывая, что на основании Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ей как пенсионеру была установлена и выплачивалась социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе в размере <данные изъяты> коп. Ее супругу Печерскому Н.Е. в соответствии с ФЗ «О ветеранах» оказывается мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты денежного эквивалента по оплате жилья на всех членов семьи, в том числе на нее. С апреля 2011 года ответчик присовокупил к пенсии причитающуюся на нее долю компенсации за оплату жилья, в результате чего ее сумма материального обеспечения увеличилась, социальная доплата перестала выплачиваться. Полагает, что получаемая супругом льгота по оплате жилья не может учитываться при подсчете ее материального обеспечения. Просит восстановить права на получение социальной доплаты к пенсии и взыскать недоплаченную к пенсии сумму <данные изъяты> коп. за период с апреля по сентябрь 2011 года.

Судом в качестве соответчика по делу привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Кленов С.А. исковые требования поддержал по изложенным с исковом заявлении основаниям.

Представители ответчиков ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> по социальному развитию Перехожева О.В. и Недачин Ю.А. соответственно иск не признали, указывая на то, что начисление и выплата спорной доплаты производилась в соответствии с положениями ст.12.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

         

В соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона видами государственной социальной помощи являются денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Из анализа ст. 12 ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что субсидия является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой малоимущим гражданам в виде денежных выплат, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи малоимущим слоям населения. Предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг производится путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета получателей субсидий.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, которому установлена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N 90-з "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Смоленской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на 2011 год" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Смоленской области на 2011 год в размере <данные изъяты> рублей.

Судом установлено, что Печерская М.Н. является пенсионером по старости и ей выплачивается пенсия в размере <данные изъяты> коп. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 22). Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» из расчета разницы получаемой ею пенсией по старости и величины прожиточного минимума пенсионера в Смоленской области на 2011 год (л.д. 6, 13, 22, 28, 35).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанная доплата составляла <данные изъяты> коп., с апреля по июнь 2011 года доплата не производилась, в сентябре и октябре 2011 года составила сумму <данные изъяты> коп. (л.д. 52).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Денежные эквиваленты определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации один раз в год, за исключением случаев, установленных пунктом 12 настоящих Правил, и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 804н "Об утверждении Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера").

Согласно п.п. 2, 3 Разъяснений Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ "По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат" основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков:

принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи),

регулярность,

денежная форма, включая денежный эквивалент натуральной формы.

Отсутствие одного из признаков исключает возможность включить такую выплату в состав материального обеспечения пенсионера.

Подобными характерными свойствами обладают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячное пособие на детей и т.п.).

Из материалов дела и пояснений участников процесса видно, что истица является членом семьи супруга <данные изъяты> Н.Е., который пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и ежемесячно получает денежный эквивалент по оплате жилья на всех совместно с ним зарегистрированных членов семьи (Печерскую М.Н.) в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8, 23-24, 29, 30).

<данные изъяты> Н.Е. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы по общему заболеванию, полученному в период военной службы (л.д. 7, 8).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).

В силу п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ инвалидам Великой Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Таким образом, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг является разновидностью государственной поддержки инвалидов и членов их семей, которые нуждаются в повышенной социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В этой связи суд находит правомерным учет причитающейся Печерской М.Н. как члену семьи <данные изъяты> Н.Е. доли денежного эквивалента по оплате жилья и коммунальных услуг при расчете ее материального обеспечения, несмотря на то, что получателем указанного денежного эквивалента является ее супруг <данные изъяты> Н.Е.

При таких обстоятельствах исковые требования Печерской М.Н. о восстановлении права на получение социальной доплаты к пенсии, взыскании недоплаты к пенсии не подлежат удовлетворению, поскольку сумма материального обеспечения Печерской М.Н. не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Смоленской области, установленного на 2011 год.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Печерской М.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> по социальному развитию о восстановлении права на получение социальной доплаты к пенсии, взыскании недоплаты к пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                    Л.Ю.Мацкив

<данные изъяты>1