о признании безработным



                                              Дело № 2-2461/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                 11 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи       Космачевой О.В.,

при секретаре                                     Вороновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хританкова Т.В. к СОГУ «Центр занятости населения г. Смоленска», Департаменту государственной службы занятости Смоленской области о признании безработным,

          

установил:

Хританков Т.В. обратился в суд с иском к СОГУ «Центр занятости населения г. Смоленска» (далее СОГУ «ЦЗН г. Смоленска»), Департаменту государственной службы занятости Смоленской области о признании его безработным с даты его обращения с ДД.ММ.ГГГГ, признании за ним права воспользоваться государственной услугой по содействию самозанятости граждан. В обоснование иска указал, что при обращении в СОГУ «ЦЗН г. Смоленска» для признания его безработным и постановке на учет получил отказ по мотиву того, что у него отсутствует регистрация по месту жительства на территории г. Смоленска.

Истец Хританков Т.В. в судебное заседание не явился. По адресу, указанному истцом как место его жительства, была направлена повестка заказным письмом с отметкой «С заказным уведомлением». В соответствии с п.35-36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 года № 221, повестка возвращена в суд за истечением срока хранения - в связи с невозможностью ее вручения адресату и неявкой истца по извещению в почтовое отделение. Данные обстоятельства свидетельствуют об отказе истца принять повестку, а поэтому в соответствии с ч.2 ст. 117 ГПК РФ он считается надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

При извещении истца о времени и месте рассмотрения дела по телефону, последний просил дело слушанием отложить, т.к. в настоящее время находится в санатории им. Пржевальского и болеет, листок нетрудоспособности представит позже.

Пунктом 1 ст. 167 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (п.3 ст. 167 ГПК РФ).

Поскольку в судебное заседание истцом доказательств уважительности причин неявки не представлено, с учетом мнения представителей ответчиков о рассмотрении дела по существу, дело рассмотрено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.

Представитель Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Животков А.А. исковые требования не признал. Указал, что Департамент по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком, прав и интересов истца не нарушал. По существу же заявленных требований пояснил, что оснований для признания Хританкова Т.В. не имеется, поскольку последний регистрации на территории г. Смоленска не имеет.

Представитель СОГУ «Центр занятости населения города Смоленска» Клепа Т.Г. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в представленных возражениях (л.д. 30-34).

Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1,2 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Согласно п. 3 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847-н, решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Судом установлено, что Хританков Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал у ИП Остренок В.В. и был уволен по собственному желанию, является инвалидом третьей группы бессрочно по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50).

ДД.ММ.ГГГГ Хританков Т.В. обратился в СОГУ «ЦЗН г. Смоленска» в целях поиска работы, одновременно представил заявление о предоставлении ему государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. При обращении в СОГУ им представлены документы для регистрации его в качестве безработного, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона РФ (л.д. 55-60).

По факту обращения СОГУ заведена карточка персонального учета гражданина, ищущего работу (л.д. 43-45).

В тот же день Хританков Т.В. представил в СОГУ в письменном виде заявление со следующими требованиями: о постановке его на учет в поиске подходящей работы, издании приказа по истечении 10 дней о признании его безработным, после чего приступить к предоставлению государственной услуги по содействию самозанятости безработных; приостановлении предоставления государственной услуги по предоставлению самозанятости безработным гражданам сроком на 3 месяца в течение 5 минут после начала ее предоставления для подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана); назначении пособия по безработице (л.д. 53-54).

Письмом директора СОГУ «ЦЗН г. Смоленска» от ДД.ММ.ГГГГ Хританкову Т.В. было отказано в признании его безработным и постановке на учет в качестве безработного по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства на территории г. Смоленска (л.д. 15,16).

Решение СОГУ Хританковым Т.В. обжаловано ДД.ММ.ГГГГ в Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, который согласился с решением СОГУ (л.д. 21-24).

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как установлено по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хританков был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время регистрация по месту жительства на территории Смоленской области, в том числе и на территории г. Смоленска, у него отсутствует (л.д. 52, 85).

В период с ДД.ММ.ГГГГ Хританков Т.В. был временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 51, 85). Как следует из пояснений истца данное жилое помещение принадлежит его другу, с разрешения которого он в помещении и проживает.

Доказательств того, что данное помещение является местом жительства истца, последним суду не предоставлено.

В силу положений п.2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и принятым в его исполнение Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847-н установлено, что регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости исключительно по месту жительства гражданина.

Вышеназванным Законом РФ установлены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, установлены гарантии реализации гражданами права свободно избирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы, которое включает также право на назначение и выплату пособия.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определении № 105-О от 06.04.2003 года, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы, а обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права.

Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

Определением Конституционного суда РФ от 21 декабря 1998 года и № 189-О установлено, что законодатель, регламентируя реализацию права каждого на защиту от безработицы, в том числе порядок получения статуса безработного и соответствующего пособия, вправе предусмотреть в федеральном законе определенные организационно-учетные правила, в том числе в целях исключения злоупотребления правом, которые, однако, никоим образом не затрагивают и не ущемляют прав заявителя на труд, на защиту от безработицы и выбор места пребывания и жительства. Таким образом, положение пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не нарушает конституционных прав заявителя и направлено на предотвращение возможных злоупотреблений, в силу чего выступает дополнительной гарантией прав и законных интересов иных граждан, т.е. согласуется с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Истцом доказательств того, что местом его жительства является г. Смоленск, что оформлено в установленном Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» порядке, не предоставлено, в том числе и на дату обращения в орган занятости населения.

При таких обстоятельствах у СОГУ «Центр занятости населения г. Смоленска» отсутствовали правовые основания для признания Хританкова Т.В. безработным. Кроме того, в дальнейшем Хританков Т.В. в органы службы занятости не появился, что в соответствии с абз. 5 п.3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" является самостоятельным основанием для отказа в признании его безработным.

Согласно положениям Административного регламента предоставления государственной слуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденному Приказом Минздравсоциразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, данная государственная услуга предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

С учетом вышеприведенных обстоятельств исковые требования Хританкова Т.В. о признании его безработным и предоставлении ему в связи с приобретением данного статуса государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Требования к Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области истцом не заявлены.

         Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

        Исковые требования Хританкова Т.В. к СОГУ «Центр занятости населения г. Смоленска», Департаменту государственной службы занятости Смоленской области о признании безработным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        

Председательствующий     подпись                                О.В. Космачева

Копия верна                                                                                 О.В. Космачева