о взыскании денежных средств по договору предоставления субсидии



Дело РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.

при секретаре                                Барашковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» к Шитовой Ю.Н. о взыскании денежных средств по договору предоставления субсидии,

у с т а н о в и л:

СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» обратилось в суд с иском к Шитовой Ю.Н. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> руб., предоставленных ответчице в рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о содействии самозанятости безработных граждан. В обоснование иска указывает на неисполнение ответчицей обязательств по указанному договору, предусматривающих обязанность ответчицы - осуществление предпринимательской деятельности в течение одного года.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Калиновская Е.В. требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик Шитова Ю.Н. иск не признала, указывая на отсутствие оснований для взыскания полученной целевой субсидии, поскольку денежные средства были использованы в соответствии с целями их предоставления, вынужденно прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с убыточностью.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 и п. 7 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 496 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий" целью предоставления субсидии является возмещение субъектам малого предпринимательства расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнес-проекта.

Субсидия не может предоставляться субъектам малого предпринимательства на пополнение оборотных средств (в том числе на возмещение расходов, связанных с приобретением сырья и комплектующих изделий), на уплату налогов, на оплату труда сотрудников организации-заявителя (либо самого заявителя - индивидуального предпринимателя и его наемных работников), а также на организацию выставочно-ярмарочной деятельности.

Возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с Уставом СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>», утвержденным распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р/адм, СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» является государственным учреждением, проводящим государственную политику города в области обеспечения государственных гарантий занятости населения, прав граждан на защиту от безработицы и оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции (п. 1.1 Устава), СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» проводит работу с получателями средств областного бюджета, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения, включая расходы на администрирование этих полномочий (л.д. 39-44).

В судебном заседании установлено, что ответчица Шитова Ю.Н. была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» ДТ/0939 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).

ДД.ММ.ГГГГ ответчица обратилась с заявлением - анкетой о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (л.д. 9).

В соответствии с Порядком предоставления и расходования средств на реализацию мероприятия «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 172, Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда <адрес> на 2009 год за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости, в соответствии с условиями которого Шитова Ю.Н. взяла на себя обязательства организовать собственное дело посредством создания малого предприятии либо осуществления в иной форме предпринимательской деятельности, а СОГУ «Центр занятости населения <адрес>» - содействовать в этом и предоставить на условиях вышеуказанных Порядка и Программы субсидию исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице в размере <данные изъяты> руб.

Пунктами 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7, 3.1, 3.2 указанного договора предусмотрено, что Шитова Ю.Н. обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимательства, использовать полученную субсидию на цели создания собственного дела. При установлении факта нецелевого расходования средств субсидии возвратить полученные средства (л.д. 10-21, 22-23).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Шитовой Ю.Н. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 24).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ указанная субсидия в сумме <данные изъяты> руб. была перечислена Шитовой Ю.Н. (л.д.26-28).

Как следует из представленных суду документов, Шитова Ю.Н. планировала открыть собственное дело в сфере торговли (оптово-розничная торговля) товарами для салонов красоты (ногтевой сервис). Полученная безвозмездная субсидия израсходована ответчиком на торговую деятельность, что сторонами не оспаривается (л.д. 32-36).

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Шитова Ю.Н. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения обусловленного договором годичного срока осуществления предпринимательской деятельности (л.д. 30-31).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец потребовал от ответчицы в течение месяца со дня получения уведомления возвратить полученные бюджетные средства. Указанное требование оставлено без ответа и удовлетворения (л.д. 37, 38).

Анализируя предоставленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных требований, поскольку ответчицей не выполнены условия договора об осуществлении предпринимательской деятельности не менее одного года с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя, то есть фактически допущено нецелевое использование предоставленной субсидии, так как ответчица обязалась использовать полученную субсидию на создание собственного дела; назначение указанной субсидии - обеспечение работой в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года. Доводы ответчицы о том, что была вынуждена прекратить предпринимательскую деятельность голословны и не подтверждены достоверными доказательствами.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчицы в пользу истца подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной части иска в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» удовлетворить.

Взыскать с Шитовой Ю.Н. в пользу Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» <данные изъяты> руб. 00 коп. в возврат полученной субсидии, <данные изъяты> руб. 00 коп. - в возмещение расходов по госпошлине, а всего - <данные изъяты> руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                                       Мацкив Л.Ю.

<данные изъяты>