Дело № 2-3611/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года Ленинский районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего (судьи) Макаровой К.М. при секретаре Ивановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курякова О.Н. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о восстановлении трудовых прав, установил: Куряков О.Н. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее по тексту - УФСИН России по Смоленской области) о восстановлении трудовых прав, признании незаконным п. 2 приказа УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому дни невыхода на работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были признаны днями прогула с лишением причитающихся ему выплат, и выплате суммы денежного содержания. В обоснование иска Куряков О.Н. указал, что приказ в этой части был издан на основании незаконно проведенной служебной проверки по месту его службы в Управлении федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области. Куряков О.Н. заявленный иск дополнил, просил признать незаконным и отменить пункт 2 приказа УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, признать незаконным и отменить приказ УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому он был лишен выплаты суммы единовременного денежного содержания по итогам работы за 2011 год, обязать ответчика выплатить ему денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> и сумму единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2011 год в размере <данные изъяты>. В обоснование иска Куряков О.Н. указал, что подлежал освобождению от выполнения служебных обязанностей на весь период избирательной компании, в которой он участвовал в качестве кандидата в депутаты, на основании поданного им рапорта. Куряков О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Представитель УФСИН Россиипо Смоленской области исковые требования не признал, указав, что в ходе служебной проверки были установлены факты грубых нарушений дисциплины Курякова О.Н., в связи с чем принято решение считать период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ днями прогулов с лишением причитающихся ему выплат. Представитель Инспекции по личному составу управления федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, заявленный иск не признал. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. На основании п. «а» ч. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ под прогулом понимается отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены). В соответствии с действующим трудовым законодательством время прогула при отсутствии уважительных причин не оплачивается. Согласно Федеральному закону от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" предусматривается выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год. Согласно инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН РФ от 27 апреля 2005 года № 315, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года выплачивается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а также курсантам и слушателям очных отделений образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа уголовно-исполнительной системы, в размере трех окладов денежного содержания исходя из размеров окладов, установленных на 1 декабря года, за который производится выплата вознаграждения (сотрудникам, уволенным в течение года, - исходя из размеров окладов, установленных этим сотрудникам на день увольнения, пропорционально отработанному ими времени). Пунктом 2.5 приказа ФСИН РФ от 27 апреля 2005 года № 315 определено, что начальники имеют право лишать сотрудников вознаграждения за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины. Судом установлено, что Куряков О.Н., являясь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов в <данные изъяты>, проводимых ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения <данные изъяты> (л.д. 11). Куряков О.Н. в рапорте на имя начальника УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ просил предоставить ему отпуск в силу ст. 41 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Письмом УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы для проведения предвыборной агитационной деятельности с даты написания рапорта до дня официального опубликования результатов выборов <данные изъяты>. отказано. В связи с отсутствием <данные изъяты>. на рабочем месте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> проведена служебная проверка. Были составлены акты об отсутствии истца на службе (рабочем месте) в указанный период (л.д.42-85), а также табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89-96), Согласно заключению служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено: рабочие дни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были признаны днями прогулов с лишением причитающихся ему выплат. Приказом УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Куряков О.Н. за грубое нарушение дисциплины - отсутствие на службе без уважительных причин лишен единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2011 год. Приказом УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Куряков О.Н. уволен со службы на основании поданного им рапорта об увольнении по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Согласно ст. 128 Трудового кодекса РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Согласно ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей. В соответствии с информацией, полученной УФСИН России по Смоленской области, из <данные изъяты>, одномандатный избирательный округ № поселкового Совета депутатов муниципального образования «<адрес>, где Куряков О.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты, расположен в границах четырех улиц поселка <адрес> и включает в себя <данные изъяты> избирателя. Куряков О.Н. указывал, что служебная проверка в его отношении проведена с нарушением требований действующего законодательства, поскольку его требование об ознакомлении с приказом о проведении проверки выполнено не было; отсутствует номер и дата приказа о ее проведении, заключение подписано не всеми членами комиссии, срок проверки в нарушение положений инструкции «Об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом ФСИН РФ от 17 марта 2009 года № 104, составил пять с половиной месяцев. Согласно вышеназванной инструкции служебная проверка проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины или законодательства Российской Федерации, допущенного сотрудниками. Основанием для назначения проверки являются сведения о совершении сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. В соответствии с п. 10 инструкции служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Согласно п.12 по завершении проверки председатель комиссии составляет заключение о результатах проверки в котором излагаются предусмотренные законом сведения, в том числе указывается основание проведения проверки (дата и номер приказа о проведении проверки). В силу п. 13 Заключение оформляется на бланке учреждения и органа УИС, подписывается председателем и членами комиссии, утверждается начальником. На основании п. 26 сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право: знакомиться с приказом о проведении проверки; давать устные и письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке; знакомиться с заключением. Анализируя обстоятельства и доказательства по возникшему спору, суд находит приказ УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части и приказ УФСИН по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и необоснованными, поскольку исследованные в суде доказательства, достоверно свидетельствуют об уважительном характере невыхода истца на работу. Истец Куряков О.Н. в качестве кандидата в депутаты является лицом, которому в силу закона предоставлено право на освобождение его от выполнения служебных обязанностей. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» работодатель является лицом, обязанным в силу закона освободить работника от выполнения служебных обязанностей. Реализация права на освобождение от исполнения служебных обязанностей по месту работы зависит от волеизъявления самого кандидата в депутаты. Несостоятельна ссылка ответчика на ч.2 ст. 30 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» от 18 марта 2008 года (в редакции Закона области от 30 июня 2008 года N 270) N 231, согласно которой в избирательном округе с численностью не более 5 000 избирателей зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей при проведении выборов в представительный орган муниципального образования. Указанная норма корреспондирует ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которое предусматривает право субъекта Российской Федерации осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросам организации проведения избирательной компании в целях соблюдения баланса публичных интересов, но не может расцениваться как ограничивающая право кандидата в депутаты на освобождение его от выполнения служебных обязанностей. Пунктом 2 приказа Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № нарушено гарантированное законом право истца на освобождение его от выполнения служебных обязанностей и в этой связи приказ в этой части подлежит отмене. Следует признать незаконным и приказ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Куряков О.Н. был лишен выплаты суммы единовременного денежного довольствия по итогам работы за 2011 год, поскольку законных оснований для лишения его указанной выплаты не имелось. Для восстановления нарушенного права Курякова О.Н. на Управление федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области следует возложить обязанность по выплате истцу суммы единовременного денежного довольствия, размер которой согласно справке ответчика составляет <данные изъяты> исходя из расчета трех окладов денежного содержания (л.д.89). Согласно ст.24 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов. Требования истца Курякова О.Н.о выплате денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежит, поскольку истец подлежал освобождению от выполнения служебных обязанностей с предоставлением ему отпуска без сохранения заработной платы, который является неоплачиваемым отпуском. При таких установленных судом обстоятельствах иск Курякова О. Н. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о восстановлении трудовых прав подлежит частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Иск Курякова О.Н. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о восстановлении трудовых прав удовлетворить частично. Признать незаконными и отменить в части пункт 2 приказа Управления федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Взыскать с Управления федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области в пользу Курякова О.Н. сумму единовременного денежного довольствия по итогам работы за 2011 год в размере <данные изъяты> В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий К.М.Макарова