Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 октября 2011 года Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: председательствующего (судьи): Ивановой О.А., при секретаре: Кожановой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенковой Ю.В. к Администрации города Смоленска о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Тимошенкова Ю.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, ссылаясь на то, что, не имея иного жилья, проживает в квартире <адрес> и с 1997 года стоит на очереди граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления жилья. Имеющееся у Тимошенковой Ю.В. заболевание, входящее в перечень заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, по мнению истицы, является основанием для предоставления ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. Однако ответчик в реализации установленного законом права истицы необоснованно отказывает, мотивирую свой отказ наличием очереди на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в Департаменте Смоленской области по социальному развитию. Также просила взыскать с ответчика в ее пользу понесенные расходы по уплате государственной пошлины. В письменном заявлении от 15.09.2011 г. истица в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, согласно которым просила суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи из двух человек, обязать Администрацию города Смоленска предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение по нормам, предусмотренным законодательством РФ, на состав семьи два человека с дочерью - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также взыскать с Администрации г. Смоленска в ее пользу понесенные расходы по оплате услуг представителя в суде в размере <данные изъяты> государственной пошлины в размере <данные изъяты> и справки Росреестра Смоленской области в размере <данные изъяты> В судебном заседании истица и ее представитель - Седлецкий С.В. уточненный иск поддержали, указав, что Тимошенкова Ю.В. проживает в квартире <адрес> в семье, состоящей из пяти человек, имеющееся у Тимошенковой Ю.В. <данные изъяты> заболевание приводит к невозможности совместного проживания с остальными членами семьи, в связи с чем, просит о внеочередном предоставлении жилья, поскольку законодательством не определено включение в список внеочередников в зависимость от срока истечения очереди. Представитель ответчика - Администрации г. Смоленска по доверенности Трегубова М.Ю. иск не признала, пояснив, что истица в составе семьи из двух человек состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по спискам общей и очереди граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления жилых помещений. При этом указала, что действующим законодательством не установлено право лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., на получение жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке на основании решения органа местного самоуправления. Обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им субсидий за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность. Представитель ответчика - Департамента по социальному развитию Смоленской области по доверенности Федоскина Ю.Н. с заявленными требованиями не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск от 26.08.2011 г. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства установлено, что Тимошенкова (до замужества - ФИО9) Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с семьей из трех человек состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по <адрес> району г. Смоленска с 1997 года (л.д. 9, 80). На момент рассмотрения настоящего дела по существу семья истицы состоит из двух человек - ее и ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также установлено, что Тимошенкова Ю.В. как инвалид с детства состояла на диспансерном учете с 1986 года с диагнозом <данные изъяты> входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 и в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилья. 10.11.1997 года истица снята с диспансерного наблюдения и переведена в консультативную группу наблюдения (л.д.14,19,26,27). Иного в судебном заседании не установлено. Доказательств обратного, представителями ответчиков в нарушении ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено. Согласно справке ОГБУЗ "С" № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истица страдает тяжелой формой хронического заболевания, диагноз <данные изъяты> что делает невозможным проживание других лиц на одной жилой площадке с ней, несмотря на то, что он а снята с диспансерного учета в связи с длительным не обращением больной за медицинской помощью, диагноз остался прежним. В ч.1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На основании п.2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, Постановления Правительства РФ от 27.07.1996г. №901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" Тимошенкова Ю.В. имеет также право на дополнительную жилую площадь, что фактически не отрицалось ответчиком. До настоящего времени жилое помещение Тимошенковой Ю.В. не предоставлено. Администрация г. Смоленска, отказывая в просьбе Тимошенковой Ю.В. о предоставлении жилого помещения, предоставляемых по договорам социального найма в г. Смоленске, указала на наличие списка очередей, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в соответствии с которым истица состоит в общей очереди под номером №, по списку очереди граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления жилого помещения под номером № При этом, сославшись на закон Смоленской области от 29.12.2009 №154-з «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области» обеспечение жильем производится за счет федерального бюджета посредством предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий или жилого помещения в собственность, реализация условий которого отнесена на Департамент Смоленской области по социальному развитию (л.д. 9). Однако данную позицию Администрации г.Смоленска нельзя признать верной. В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом приведенных положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Принимая во внимание положения действующего жилищного законодательства, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в соответствии с которыми вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и применительно требованиям ч.2 ст. 206 ГПК РФ возлагает на Администрацию города Смоленска обязанность по предоставлению Тимошенковой Ю.В. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в г. Смоленске, жилой площадью не менее нормы предоставления на состав из двух человек с дочерью - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Поскольку истица вместе со своей дочерью стоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть признаны таковыми, суд не находит требование Тимошенковой Ю.В. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий составом семьи из двух человек обоснованным и подлежащим удовлетворению. Так как истицей понесены расходы по оплате услуг представителя в суде в размере <данные изъяты>. и справки Росреестра в размере <данные изъяты> что подтверждается письменными материалами дела, последние подлежат взысканию с ответчика. Расходы по уплате госпошлине в сумме <данные изъяты>. возмещению ответчиком не подлежат в силу ст. 98, 103 ГПК РФ, поскольку Администрация города Смоленска как орган местного самоуправления г. Смоленска в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах, исковые требования, предъявленные Тимошенковой Ю.В. к Департаменту по социальному развитию Смоленской области, удовлетворению не подлежат. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Тимошенковой Ю.В. к администрации города Смоленска, Департаменту по социальному развитию Смоленской области о внеочередном предоставлении жилого помещения - удовлетворить частично. Обязать Администрацию города Смоленска предоставить Тимошенковой Ю.В. вне очереди в г. Смоленске жилое помещение по договору социального найма не ниже нормы предоставления на состав семьи из двух человек с дочерью - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу Тимошенковой Ю.В. понесенные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>. и справки Росреестра Смоленской области в размере <данные изъяты>., а всего - <данные изъяты> В остальной части заявленных требований, а также в удовлетворении иска к Департаменту по социальному развитию Смоленской области - отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий (судья) подпись О.А. Иванова Копия верна О.А. Иванова Полный текст мотивированного решения принят судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ