Дело № 2- 3018/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 октября 2011 года Ленинский районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего (судьи) Космачева О.В. при секретаре Вороновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова Ю.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации денежных средств в возмещение вреда здоровью, установил: Сафонов Ю.В. обратился в суд с иском (в редакции уточненных требований) к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете и индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из суммы его заработка, исчисленного по месту работы за время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего увеличению на соответствующие коэффициенты, а также подлежащего ежегодной индексации. В обоснование требований указал, что является инвалидом вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, получателем денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, размер которой был неверно исчислен ответчиком. Просит обязать ответчика произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с ДД.ММ.ГГГГ к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Новиков И.Е. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Коростелев Д.И. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в представленных возражениях на исковое заявление. Заслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению. Статьей 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Нормами ст. 29 указанного Закона в первоначальной редакции гарантировалось гражданам, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии). Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Согласно п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Среднемесячный заработок для определения сумм в возмещения вреда здоровью до 06 января 2000 года определялся по правилам п.14 и п.15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1. Согласно абз.1 ст. 14 вышеприведенных Правил… по выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Пунктом 3 ст.11 Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей предусматривалось, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 введена Федеральным законом от 24.11.95 N 180-ФЗ). В последующем в законодательство были внесены изменения и пунктом 25 части первой, частью второй статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года было установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка. Согласно ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме. Судом установлено, что Сафонов Ю.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ истец работал на Центральной нормативно-исследовательской станции Минстрой Азербайджанской ССР на должности старшего инженера в отделе оплаты труда в строительстве. ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода он зачислен на должность инженера по организации и нормированию труда МСМУ «АзСлавутичстрой», ДД.ММ.ГГГГ он уволен по собственному желанию (л.д. 5-7). В последующем истец был принят на должность зам. начальника ОТЗиК треста «Промстроймеханизация». Во время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Сафонов Ю.В. получил дозу облучения, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ был признан инвалидом 2 группы с 80 % утраты профессиональной трудоспособности по причине увечья, связанного с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС, бессрочно (л.д. 8). Со ДД.ММ.ГГГГ Сафонову Ю.В. органами социальной защиты населения была назначена сумма возмещения вреда здоровью, расчет которой был произведен исходя из его заработка за 4 полных месяца за период работы на ЧАЭС с учетом 80% утраты профессиональной трудоспособности, составила <данные изъяты> (с применением коэффициентов МРОТ, коэффициента «6»). Впоследствии указанная сумма была проиндексирована, выплата ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью производилась в следующих размерах: с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>. (назначена из 7 МРОТ); с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.; с ДД.ММ.ГГГГ установлена в твердом размере в сумме <данные изъяты> размер которой с учетом последующих индексаций составляет сумму <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 14). В соответствии с п.14 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Пунктом 15 названного постановления было установлено, что если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ). В силу п.6 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. Как установлено по делу, у истца имело место смена должности старшего инженера в отделе оплаты труда в строительстве на должность инженера по организации и нормированию труда. Согласно архивных справок СМУ «КПСИ» от ДД.ММ.ГГГГ в период работы Сафонова Ю.В. в МСМУ «АзСлавутичстрой» Минстроя Азербайджанской ССР на строительстве г. Славутич для Чернобыльской АЭС повышенной радиационной местности, в 30-км зоне. Его оклад по штатному расписанию составлял <данные изъяты> с 75 % надбавкой из оклада согласно постановлению Совета Министров Азерб. ССР (л.д. 5). Из представленных письменных материалов следует, что в период работы ДД.ММ.ГГГГ Сафонов Ю.В. выполнял более высокооплачиваемую работу, данное изменение носило устойчивый характер, что свидетельствует об изменение его имущественного положения. Данное обстоятельство в соответствии нормами законодательства позволяет применить для расчета суммы в возмещение вреда здоровью полученный истцом в период изменения условий труда заработок. Указанная справка была предоставлена истцом до 2001 года, что представителем ответчика при просмотре выплатного дела не оспаривалось. Исходя из п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья. Положения статьи 29 в части признания утратившими силу Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, не препятствует выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком сумм возмещения вреда, своевременно не полученных лицами, пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по вине работодателя (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 461-О). В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что п. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ и ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Исходя из названных норм, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. Учитывая это суд при разрешении спора не вправе по требованию ответчика либо по своей инициативе вопреки воле инвалида исчислить средний месячный заработок за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности. Истцом заявлены требования о перерасчете первоначально назначенной суммы органом социальной защиты, в возмещение вреда здоровью исходя при расчете сумм в возмещение вреда здоровью из расчета заработка истца с учетом надбавок за 4 полных месяца работы на ЧАЭС, в обоснование чего представлен расчет суммы в возмещение вреда здоровья с учетом коэффициентов повышения стоимости жизни, установленных положениями пенсионного законодательства, и приведенных в письме Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий». Согласно представленному истцом расчету сумма выплаты истцу с учетом соответствующих пенсионных коэффициентов при 80 % утраты трудоспособности (с учетом повышающего коэффициента 6) составляет сумму <данные изъяты> Таким образом, истцу органами социальной защиты населения с ДД.ММ.ГГГГ необоснованно была назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> Статья 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ предусматривала, что ранее назначенные суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми настоящим Федеральным законом, если перерасчет улучшает материальное положение потерпевшего. Суммы в возмещение вреда здоровью подлежат также ежегодной индексации с учетом индексов роста минимального размера оплаты труда, роста прожиточного минимума, а в последующем - исходя из уровня инфляции, поскольку установленная законом ежегодная индексация указанных выплат органами социальной защиты населения осуществлялась не в полном объеме. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалось, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. В этой связи сумма в возмещение вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежала индексации с учетом индекса роста минимального размера оплаты труда - 1,2; с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ - 1,1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежала индексации с учетом индекса роста минимального размера оплаты труда - 1.581, выражающего соотношение минимального размера оплаты труда в РФ с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ) и минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. (установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ). Сумма в возмещение вреда за следующий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежала индексации с учетом индекса роста минимального размера оплаты труда - 1, 515, выражающего соотношение минимального размера оплаты труда в РФ с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ). Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, была установлена ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту прожиточного минимума по Российской Федерации ( ч.3 ст.2). В постановлении Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ в связи с признанием не соответствующей Конституции РФ ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч.3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом РФ было указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П). Суммы в возмещение вреда здоровью подлежат также ежегодной индексации с учетом индексов роста минимального размера оплаты труда, роста прожиточного минимума, а в последующем - исходя из уровня инфляции, поскольку установленная законом ежегодная индексация указанных выплат органами социальной защиты населения осуществлялась не в полном объеме. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалось, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. Исходя из принципа полного возмещения вреда истцу следует произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Так, начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумма в возмещение вреда здоровью подлежала индексации с учетом роста прожиточного минимума в Смоленской области - коэффициентов 1.644; 1.229; 1.2; индексов инфляции - 1.11; 1.09; 1.08; 1,105; 1,13; 1,1; 1,065. По представленному расчету ответчик обязан установить истцу к выплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>, исходя из расчета: 1 723 руб. 1,2 х 1.1 х 1.581 х 1.515 х 1.644 х 1.229 х 1.2 х 1.11 х 1.09 х 1.08х 1,105х 1,13х 1,1х 1,065. (л.д. 20). Применение указанных индексов ответчиком не оспаривалось. Согласно расчету истца, который ответчиком не оспаривается, размер недополученной Сафоновым Ю.В. суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом выплаченных ежемесячных сумм в возмещение вреда составил <данные изъяты>. Указанная сумма подлежит взысканию с Департамента Смоленской области по социальному развитию как органа, которым неверно начислена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью. Ответственность по индексации и выплате суммы возмещения вреда несет Департамент Смоленской области по социальному развитию, на который возложена обязанность по осуществлению социального обеспечения лиц из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В последующем Департаменту Смоленской области по социальному развитию следует производить индексацию суммы в возмещение вреда здоровью по возрастающей в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с абзацем четвертым ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина; однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Основания для применения последствий пропуска срока исковой давности не усматриваются с учетом характера спорных правоотношений о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (данная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 445-О). Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести Сафонову Ю.В. перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установив с ДД.ММ.ГГГГ к выплате сумму в размере <данные изъяты>. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Сафонова Ю.В. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 1 <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решение может быть обжаловано в Смоленской областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий О.В. Космачева