Об оспаривании действий органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011г.                                                                                                               г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сколышева Алексея Васильевича об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию проведения публичных мероприятий (демонстрации и митинга),

у с т а н о в и л:

Сколышев А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения и.о. Главы Администрации г.Смоленска от 26.10.2011г. об отказе в согласовании проведения заявленных им публичных мероприятий (демонстрации и митинга) и возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по такому согласованию, сославшись на то, что 21.10.2011г. инициативная группа граждан, включая Сколышева А.В., обратилась в Администрацию г.Смоленска с уведомлением о проведении 04.11.2011г. демонстрации и митинга с целью привлечения внимания общества к вопросу нелегальной иммиграции, необходимости налаживания социальных взаимоотношений народов России, воспитания молодежи страны в духе патриотизма и гордости за страну, разрешения социальных и общественных противоречий, однако 24.10.2011г. заявителям было предложено устранить имеющиеся в уведомлении несоответствия, касающиеся формы проведения мероприятий (в позиции «форма проведения» было указано демонстрация, в позиции «место, время и маршрут проведения мероприятия» - шествие) и, кроме того, в устной форме было предложено изменить маршрут проведения мероприятий. После устранения названного несоответствия и подачи 25.10.2011г. исправленного уведомления, в котором были приведены новые сведения о месте и маршруте проведения демонстрации и митинга, письмом от 26.10.2011г. заявителям было отказано в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий со ссылкой на несвоевременную подачу уведомления об их проведении.     

Указывая на то, что второе уведомление от 25.10.2011г. не может расцениваться как самостоятельное, поскольку представляет собой уточняющий относительно формы и места проведения демонстрации и митинга документ, отмечая своевременность подачи названных уведомлений, Сколышев просит в судебном порядке восстановить его нарушенные права с тем, чтобы заявленные им публичные мероприятия состоялись 04.11.2011.

Сколышев А.В. и его представитель Гулаев Д.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили обратить решение суда к немедленному исполнению. Привели доводы о том, что заявленные в уведомлении от 21.10.2011г. формы проведения публичных мероприятий четко определены и соответствуют требованиям закона. Использованное в позиции уведомления «место, время и маршрут проведения мероприятия» слово «шествие» применено в отношении демонстрации; при точном и однозначном указании в позиции уведомления «форма проведения» демонстрации и митинга, последующее употребление слова «шествие» не может расцениваться как существенный недостаток уведомления.      

Представители Администрации г.Смоленска Артамонов Р.А., Каплина Е.В., Иванов С.В., возражая против удовлетворения заявленных требований, отметили, что поскольку закон не позволяет вносить исправления (изменения) в ранее поданное уведомление о проведении публичного мероприятия уведомление от 25.10.2011г. следует рассматривать как самостоятельное (новое), не связанное с поданным 21.10.2011г. уведомлением.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.21 Международного Пакта от 16.12.1966г. «О гражданских и политических правах» признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31 Конституции РФ).

В соответствии с п.1 ч.3, п.1 ч.4, ч.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания и обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Исходя из положений ст.7 того же Закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указывается, в том числе, форма публичного мероприятия, место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

По правилам п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 21.10.2011г. инициативная группа граждан, включая Сколышева А.В., Маркова А.В. и Вавулова Ю.А., обратилась в Администрацию г.Смоленска с уведомлением о проведении 04.11.2011г. демонстрации и митинга с целью привлечения внимания общества к вопросу нелегальной иммиграции, необходимости налаживания социальных взаимоотношений народов России, воспитания молодежи страны в духе патриотизма и гордости за страну, разрешения социальных и общественных противоречий. Заявителями были предложены следующие место и маршрут проведения публичных мероприятий - от дома №9 по ул.Октябрьской революции г.Смоленска до пл.Ленина г.Смоленска, где с 15 час. 00 мин. до 16 час 30 мин. должен был состояться митинг предполагаемой численностью участвующих 600 человек (л.д.6).

Письмом и.о. Главы Администрации г.Смоленска от 24.10.2011г. №5734 Сколышеву А.В. в порядке п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ предложено устранить имеющиеся в уведомлении от 21.01.2011г. несоответствия, касающиеся формы проведения мероприятий, поскольку в позиции «форма проведения» было указано демонстрация, а в позиции «место, время и маршрут проведения мероприятия» - шествие (л.д.7).

Кроме того, в устной форме заявителю предложено изменить маршрут проведения мероприятий в связи с занятостью центральных площадок политическими партиями и организациями. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства представителями Администрации г.Смоленска признано.

25.10.2011г. в 09 час. 35 мин. названной инициативной группой граждан в Администрацию г.Смоленска подано уведомление аналогичного содержания, в котором вместо упомянутого в позиции «место, время и маршрут проведения мероприятия» слова «шествие» было употреблено слово «демонстрация». Кроме того, в соответствии с данными ранее рекомендациями заявителями были изменены место и маршрут проведения публичных мероприятий - демонстрация от дома №9 по ул.Октябрьской революции г.Смоленска до дома №22 по ул.Коммунистической г.Смоленска, где напротив входа в магазин «Спорттовары» состоится митинг (л.д.8).

Письмом и.о Главы Администрации г.Смоленска от 26.10.2011г. №5865 в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий отказано со ссылкой на несвоевременную подачу уведомления об их проведении от 25.10.2011г.     

Анализ представленных суду доказательств, позволяет придти к выводу об обоснованности заявленных Сколышевым требований.

Часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в качестве негативных последствий несоблюдения организаторами публичного мероприятия требований к уведомлению о его проведении указывает на обязанность не проводить это публичное мероприятие (помимо отсутствия согласования об изменении места и времени) только в случае, если уведомление не было подано в срок.

Сопоставление уведомлений от 21.10.2011г. и от 25.10.2011г. указывает на то, что они почти полностью идентичны по своему содержанию - основным составляющим, определенным в ч.3 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество организатора публичного мероприятия).

При этом в уведомлении от 21.10.2011г. в соответствующей позиции (строке) четко и однозначно определены формы проведения заявленных Сколышевым публичных мероприятий - демонстрация и последующий за ней митинг, которые предусмотрены ст.2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ. Таким образом, в этой части уведомление от 21.10.2011г. требованиям действующего законодательства не противоречит.

Как следует из объяснений заявителя, употребленное слово «шествие» в позиции названного уведомления «место, время и маршрут проведения мероприятия» некорректно применено к заявленной к проведению демонстрации, что, однако, не указывает на недостоверность содержащихся в позиции «форма проведения» сведений относительно того, что в действительности организаторами планировалось провести демонстрацию, о чем недвусмысленно отмечено в последней из названных позиций (строк) уведомления. Вместе с тем, признав некорректность употребленного слова «шествие», упомянутая инициативная группа граждан устранила данное несоответствие путем подачи 25.10.2011г. аналогичного уведомления, в котором это слово было заменено на слово «демонстрация». При этом в последнем уведомлении в позиции «форма проведения» были также приведены сведения о проведении 04.11.2011г. демонстрации и митинга.

При изложенных выше обстоятельствах уведомление от 25.10.2011г. нельзя расценивать как самостоятельное (новое) уведомление, поскольку оно направлено лишь на устранение возникшей у органа местного самоуправления в связи с подачей уведомления от 21.01.2011г. неопределенности в вопросе о том, планируется ли организаторами проведение демонстрации или же шествия.

Таким образом, уведомление от 25.10.2011г. носит уточняющий (разъясняющий) характер и не может рассматриваться вне связи с ранее поданным уведомлением от 21.10.2011г. При этом, при возникновении у Администрации г.Смоленска неопределенности в вопросе о форме проведения публичного мероприятия в отсутствие установленного в законе запрета и соответствующей правовой регламентации подобного рода вопроса оформление и повторную подачу Сколышевым и другими заявителями того же уведомления с внесенными в позицию «место, время и маршрут проведения мероприятия» уточнениями следует признать допустимыми и не противоречащими действующему законодательству.          

Суд также особо отмечает, что упомянутое в п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении форм проведения публичного мероприятия требованиям упомянутого Федерального закона, касается тех случаев, когда организатором заявлена такая форма проведения публичного мероприятия, которая не предусмотрена законодательством (ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Заявленные же в уведомлении от 21.10.2011г. формы проведения публичных мероприятий (демонстрация и митинг) соответствуют установленным законом формам, в связи с чем, упоминание в тексте данного уведомления шествия, как предусмотренной законом формы проведения публичного мероприятия, само по себе, не может указывать на то, что уведомление от 21.10.2011г. с уточнением от 25.10.2011г. было подано несвоевременно и лишает организатора публичного мероприятия права проводить его (ч.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ).

Кроме того, по смыслу взаимосвязанных положений ч.5 ст.5, ст.7 и ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», исходя из целевой направленности этих нормативных положений и общих принципов законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ст.3 названного Закона), имеющиеся в уведомлении о проведении публичного мероприятия несоответствия по предложению органа местного самоуправления могут быть устранены за пределами установленного ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ десятидневного срока (в случае неустранения указанных несоответствий организатор, а также иные участники публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке - ч.2 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ). Иное толкование законодательства приводило бы к необоснованному ограничению конституционного права граждан (ст.31 Конституции РФ) на мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

При таком положении, поскольку уведомление от 21.10.2011г. о проведении заявленных публичных мероприятий было подано Сколышевым и другими гражданами своевременно, суд, руководствуясь разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», признает решение и.о. Главы Администрации г.Смоленска от 26.10.2011г. №5865 незаконным и возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность восстановить нарушенные права и свободы Сколышева А.В., согласовав проведение 04 ноября 2011г. упомянутых демонстрации и митинга, исходя из времени, места и маршрута их проведения, указанных в уведомлении от 25 октября 2011г. (демонстрация от дома №9 по ул.Октябрьской революции г.Смоленска до дома №22 по ул.Коммунистической г.Смоленска, где напротив входа в магазин «Спорттовары» состоится митинг). При этом согласование проведения названных публичных мероприятий предполагает обеспечение выполнения органом местного самоуправления необходимых для этого обязанностей, предусмотренных ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Определяя описанным выше образом время, место и маршрут проведения демонстрации и митинга, суд исходит из следующего.

Как следует из объяснений сторон, возможность проведения упомянутых демонстрации и митинга в указанные в уведомлении от 21.10.2011г. время и месте отсутствовала, в связи с чем, имелись основания для доведения до сведения организаторов публичного мероприятия предложения об изменении места его проведения, что было сделано в устной форме. Данные обстоятельства участниками процесса признаны, а потому в доказывании не нуждаются.     

Поскольку по предложению органа местного самоуправления место и маршрут проведения публичных мероприятий его организаторами были своевременно (не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия - п.2 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ) изменены путем подачи уведомления от 25.10.2011г., принимая во внимание то обстоятельство, что Администрацией г.Смоленска не представлено достоверных и неоспоримых доказательств того, что проведение упомянутых демонстрации и митинга, исходя из времени, места и маршрута их проведения, указанных в уведомлении от 25 октября 2011г. невозможно (их проведение создает угрозу обрушения зданий и сооружений, угрозу нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры или иную угрозу безопасности участников данных публичных мероприятий и т.п.), в том числе, в связи с необходимостью защиты публичных интересов, а избранные место и маршрут не адекватны социально-политическому значению демонстрации и митинга (ч.1 ст.249 ГПК РФ), суд считает, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для несогласования проведения данных публичных мероприятий в указанные в уведомлении от 25.10.2011г. месте и время.

Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, когда вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Реализация настоящего судебного решения без обращения его к немедленному исполнению, может привести к недостижению цели публичных мероприятий (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), которые по замыслу их организаторов должны состояться именно в нерабочий праздничный день 04.11.2011г. - День народного единства, в связи с чем, суд обращает данное решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

     

РЕШИЛ:

Заявление Сколышева Алексея Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным решение и.о. Главы Администрации г.Смоленска от 26.10.2011г. №5865 об отказе в согласовании проведения 04 ноября 2011г. заявленных Сколышевым Алексеем Васильевичем публичных мероприятий (демонстрации и митинга).

Обязать Администрацию г.Смоленска восстановить нарушенные права и свободы Сколышева Алексея Васильевича, согласовав проведение 04 ноября 2011г. заявленных Сколышевым Алексеем Васильевичем демонстрации и митинга, исходя из времени, места и маршрута их проведения, указанных в уведомлении от 25 октября 2011г. (демонстрация от дома №9 по ул.Октябрьской революции г.Смоленска до дома №22 по ул.Коммунистической г.Смоленска, где напротив входа в магазин «Спорттовары» состоится митинг), обеспечив выполнение необходимых для этого обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

                        Председательствующий. Подпись                                           А.В.Кудряшов

                         Копия верна. Судья