Решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело №2- 3982/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       10 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Ивановой О.А.

при секретаре:                                 Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кардымовского района Смоленской области в интересах Чикиной Н.С. к Департаменту Смоленской области по образованию и науке, Администрации Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Кардымовского района Смоленской области в интересах Чикиной Н.С. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию и науке, Администрации Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области о возложении обязанности на Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Чикиной Н.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления; о возложении на Администрацию Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области обязанности по предоставлению Чикиной Н.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления, указав, что Чикина Н.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обладает правом на получение жилья, которое было в установленном порядке закреплено, но не реализовано до настоящего времени.

В судебном заседании представитель истца - Березина Л.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что Администрация не возражает против удовлетворения иска. Администрацией заявка на получение субвенций на обеспечение Чикиной Н.С. жильем была направлена в Департамент по образованию и науке 22.06.2010г., денежные средства до настоящего времени не поступили.

Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.

Учитывая согласие представителя истца, судом в силу ст. 233 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие не явившихся ответчиков.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

       Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей.        

Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ).

Названная статья также предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Аналогичная норма предусмотрена ст.6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 года №89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».

        Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з, органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.

         По делу установлено, что постановлением главы Муниципального образования «Кардымовский район» от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Чикиной Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено попечительство в связи с тем, что ее одинокая мать ФИО8 умерла, попечителем назначена ее сестра ФИО9, за Чикиной Н.С. закреплено право на внеочередное получение жилья в Кардымовском районе (л.д.4).

22.06.2010 года Главой МО Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области подана заявка в Департамент Смоленской области по образованию и науке на выделение денежных средств для приобретения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья на территории Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области в 2011 году, в том числе и на Чикину Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.5). По имеющимся в деле данным, денежные средства до настоящего времени не поступили.

Таким образом, Чикина Н.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в настоящее время ее право не реализовано, она не имеет закрепленного жилого помещения.

На основании вышеизложенного суд находит, что нарушено право Чикиной Н.С. на жилище как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.6 Областного Закона «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области» № 89-з от 29.09.2005г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена п.2 ст.3, а также ст.7 Закона Смоленской области от 29.09.2005г. №89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».

Порядок осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями определен постановлением администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641.

Закон Смоленской области от 29.11.2007 года №114-з государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма наделил органы местного самоуправления городских округов Смоленской области на неограниченный срок.

В соответствии со ст.2-3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Согласно п.п.3.2, 4.2 Постановления Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641 заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования, который перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Чикиной Н.С. на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Чикиной Н.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением. Исходя из положений приведенных правовых норм, то обстоятельство, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями наделена администрация Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области, а не упомянутый Департамент, правового значения для разрешения вопроса о выделении Департаментом администрации г. Смоленска денежных средств не имеет.

        Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ,

решил:

Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Чикиной Н.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в Кардымовском районе по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

          Обязать Администрацию Мольковского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области предоставить Чикиной Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в Кардымовском районе по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

         Ответчики вправе подать суду заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

         Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Смоленский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Смоленска.

Председательствующий (судья)      О.А.Иванова

           Полный текст мотивированного решения принят судом в окончательной форме 14 ноября 2011 года