Решение о возложении обязанности по оборудованию входа в здание поручнями и пандусом



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

07 ноября 2011г.                                                                                                   г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Киселева К.И.

При секретаре: Гуренковой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Поликлиника №6», Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по оборудованию входа в здание пандусом и поручнями,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Смоленска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Поликлиника № 6», Департаменту Смоленской области по здравоохранению о возложении обязанности по оборудованию входа в здание (<адрес>) пандусом и поручнями для инвалидов.

Приведены ссылки на то, что в нарушение положений Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в здании, занимаемом ОГБУЗ «Поликлиника №6», отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение.

Определением суда от 10 августа 2011г. к участию в дела в качестве соответчика привлечена Администрация г. Смоленска.

Прокурор Заболоцкая И.В. поддержала иск.

Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению Павленко ЮВ. возражая против удовлетворения заявленных требований, указала, что указанное здание находится в муниципальной собственности. В этой связи, оснований для возложения на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не являющийся титульным владельцем данного объекта недвижимости, обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, не имеется.

Представитель ОГБУЗ «Поликлиника №6» Лебедева О.В. сочла заявленные требования необоснованными, приведя аналогичные возражения.

Администрации г.Смоленска в представленных возражениях отметила, что обязанность по оборудованию входа в здание названными специальными приспособлениями должна быть возложена не на собственника объекта недвижимости, а на ОГБУЗ «Поликлиника № 6», как на учреждение непосредственно находящиеся в здании по <адрес> и осуществляющее свою деятельность.

Представитель Администрации Смоленской области Федосеева А.Е. сочла заявленные требования необоснованными.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.

Пункты 3.9, 3.14, 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %.

В силу ч.1 ст.209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

По делу установлено, что Смоленска на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 04 апреля 2006г. здание расположенное по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности (л.д. 71).

Как следует из письменных материалов дела и подтверждается объяснениями сторон, в данном здании расположен объект социальной инфраструктуры - ОГБУЗ «Поликлиника №6», занимающее указанный объект недвижимости на праве оперативного управления (л.д.9).

Вход в здание №3 по ул.Дзержинского г.Смоленска не оборудован пандусом, а также поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 (данное обстоятельство не являлось спорным).

Непринятие мер по приведению входа в домостроение в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов, является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что собственником спорного объекта недвижимости является муниципалитет, суд возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, являющегося объектом социальной инфраструктуры, путем оборудования входа в здание пандусами и поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Ссылки представителя муниципалитета на необходимость возложения обязанности по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов непосредственно на лечебное учреждение, которое расположено в данном здании на праве оперативного управления, несостоятельны.

Обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственников объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве оперативного управления).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Администрацию г.Смоленска оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> пандусом и поручнями в соответствии с установленными требованиями с требованиями СНиП 35-01-2001.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Смоленска.

                             Судья                                  К.И.Киселев