О предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011г.                                                                                                                г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельниковой А.А. к Администрации г.<данные изъяты>, Департаменту <данные изъяты> области по образованию и науке о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по выделению денежных средств,

у с т а н о в и л:

Стрельникова А.А. обратилась в суд с указанным выше иском к ответчикам, сославшись на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без родительского попечения; постановлением Главы администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплена квартира №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> с/з «Рябиновая поляна» г.<данные изъяты>, которая решением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана непригодной для проживания. Ссылаясь на то, что до настоящего времени она жилым помещением не обеспечена, в иске поставлен вопрос о возложении на Администрацию г.<данные изъяты> обязанности по предоставлению Стрельниковой во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма за счет денежных средств областного бюджета, обязанность по выделению которых истица просит возложить на Администрацию <данные изъяты> области.

Стрельникова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель Администрации г.<данные изъяты> Беликов Г.В. иск не признал, отметив, что упомянутое жилое помещение было признано непригодным для проживания после достижения истицей 23-х лет, до этого момента она на учете нуждающихся в жилых помещения не состояла, в связи с чем права на обеспечение жильем на момент разрешения спора не имеет.

Департамент <данные изъяты> области по образованию и науке, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представился в судебное заседание не направил, возражений на иск не представил.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что Стрельникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без родительского попечения и постановлением Главы администрации <данные изъяты> района г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ была определена на полное государственное обеспечение (л.д.9).

Постановлением Главы администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за истицей закреплено право пользования квартирой №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> с/з «Рябиновая поляна» г.<данные изъяты>, в которой она постоянного зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Заключением межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ названное жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д.12-14).

Какое-либо жилое помещение в собственности у истицы отсутствует, права пользования жильем на условиях социального найма она не имеет (л.д.11).

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Из объяснений сторон следует, что до достижения 23-летнего возраста Стрельникова А.А. органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении поставлена не была.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела и следует из объяснений истицы в квартире №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> она с 2003г. не проживала, поскольку обучаясь в училище, находилась до 2009г. на полном государственном обеспечении, проживая в общежитии образовательного учреждения. Данное жилое помещение фактически было непригодным для проживания уже на момент его закрепления. Это обстоятельство представителем Администрации г.<данные изъяты> в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, как не оспаривалась и нуждаемость Стрельниковой А.А. в жилых помещениях до достижения ею 23-летнего возраста.

Учитывая то обстоятельство, что первоначально истица выявлена органом опеки и попечительства, как лицо, оставшееся без родительского попечения, при ее пребывании в г.<данные изъяты>, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время Стрельникова А.А. также проживает в г.<данные изъяты>, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано истицей до достижения 23-летнего возраста не по ее вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.<данные изъяты> обязанности по предоставлению Стрельниковой во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г.<данные изъяты> по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления (абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, ст.50 ЖК РФ), которая должна быть исполнена органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации <данные изъяты> области от 28.11.2008г. №641, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з).

В соответствии со ст.2-3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Согласно п.п.3.2, 4.2 Постановлением администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641 заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования, который перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Стрельниковой А.А. на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнение Администрацией г.Смоленска государственных полномочий по обеспечению истицы, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением. Исходя из положений приведенных правовых норм, то обстоятельство, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот в г.Смоленске жилыми помещениями наделена Администрация г.Смоленска, а не упомянутый Департамент, правового значения для разрешения вопроса о выделении Департаментом Администрации г.Смоленска денежных средств не имеет.

Оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Администрации Смоленской области, суд не находит, поскольку названный ответчик полномочиями, связанными с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, и финансированием данных обязательств, не наделен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Стрельниковой А.А. удовлетворить.

Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией г.Смоленска государственных полномочий по обеспечению Стрельниковой А.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в городе Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Обязать Администрацию г.Смоленска предоставить Стрельниковой А.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

                        Председательствующий                                                  А.В.Кудряшов