о признаниичленом семьи, включении в списки участников программы



Дело № 2-3077/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011г.                                                                                                       г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.Н.

при секретаре     Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.А. к УВД по Смоленской области о признании членом семьи, включении в списки участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы,

установил:

А.А. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к УВД по Смоленской области о признании падчерицы О.Н. членом семьи, включении в списки участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ОВД по <данные изъяты> району Смоленской области, уволен со службы по достижению предельного возраста, имеет выслугу более <данные изъяты> лет. С ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека (он, жена Н.М., дочь жены О.Н., сын А.А..) состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <данные изъяты> сельского поселения. При обращении в УВД по Смоленской области с заявлением о включении в состав участников программы на получение ГЖС ему ответили отказом со ссылкой о необходимости состоять на учете нуждающихся по месту службы в ОВД, что считает незаконным. Просит признать О.Н. членом его семьи, обязать ответчика принять его с составом семьи четыре человека на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ и включить в состав участников подпрограммы в хронологической последовательности, в которой он должен был быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях - ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании А.А. и его представитель Е.С. требования поддержали.

Представитель УВД по Смоленской области Е.М. требования не признала, ссылаясь на то, что с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы на получение ГЖС А.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того как был уволен из органов внутренних дел. В федеральном органе исполнительной власти (ОВД по <данные изъяты> району) истец на учете нуждающихся в жилых помещениях после увольнения не состоит. Полагает, что администрация <данные изъяты> района Смоленской области, где истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеет перед ним обязательства по предоставлению жилья в соответствии с нормами ЖК РФ в порядке очередности. Требования о принятии на учет нуждающихся противоречат номам жилищного законодательства, с соответствующим заявлением истец в УВД по Смоленской области не обращался.

Представитель администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Смоленской области Н.А. счел требования истца обоснованными.

Третьи лица Н.М. и О.Н. в судебное заседание не явились, извещены.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Судом установлено, что А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, имеет выслугу более <данные изъяты> лет, уволен со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе.

С ДД.ММ.ГГГГ А.А. с составом семьи четыре человека (он, жена Н.М., дочь жены О.Н.., сын А.А..) состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Смоленской области.

ДД.ММ.ГГГГ А.А. подал заявление (рапорт) включении его с составом семьи 4 человека в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что в списках сотрудников, состоящих на индивидуальном учете УВД по Смоленской области и ОВД по <данные изъяты> району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не состоит. Для разрешения поставленного вопроса рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства.

В свою очередь орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ также отказал истцу во включении в состав участников подпрограммы со ссылкой на то, что такое включение в подпрограмму и выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, т.е. в данном случае ОВД.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В соответствии с подп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее- Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года», в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, право на участие в данной подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В силу с п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Согласно п.18 Правил гражданам- участникам подпрограммы, указанным в подп. «а» п.5 Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

Основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы перечислены в п.22 Правил, в частности: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

В поддержание своей позиции представитель ответчика ссылается на то обстоятельство, что с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы истец обратился после своего увольнения- 16.03.2011г.

Действительно, п.19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают необходимые документы.

Вместе с тем, исследованные в судебном заседании доказательства - показания свидетелей П.М.., А.М.., А.Б. свидетельствуют о том, что истец еще до увольнения, в частности ДД.ММ.ГГГГ обращался в УВД по Смоленской области по вопросу включения в состав участников подпрограммы, однако ему в этом в устной форме было отказано.

Не опровергнуты показания свидетелей в этой части и свидетелем П.В.., осуществляющим в УВД по Смоленской области принятие необходимых документов от сотрудников на получение ГЖС.

Указание в заявлении (рапорте) основания участия в подпрограмме, а также получение необходимых справок (л.д.6,17) до увольнения также подтверждают намерение истца реализовать свое право на участие в ГЖС именно по основанию подп. «а» п.5 Правил, как сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, содержащегося за счет средств федерального бюджета и увольняемого со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе.

Кроме того, перечисленных в п.22 Правил оснований для отказа в признании истца участником подпрограммы не имеется.

При увольнении истца из органов внутренних дел у него возникло право на участие в подпрограмме, и наличие либо отсутствие данного права не может связываться исключительно с датой подачей рапорта на участие в подпрограмме.

На момент возникновения права на участие в подпрограмме А.А. относился к категории граждан, перечисленных в подп. «а» п.5 Правил, а именно как сотрудник органов внутренних дел подлежащий увольнению со службы, признанный в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

При этом, абзац 3 в отличие от абзаца 7 указанной нормы (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений)) не содержит предписания, что данная категория сотрудников должна состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (списке очередников) именно в федеральном органе исполнительной власти.

Следовательно, А.А. отвечал необходимым критериям для участия в подпрограмме, поскольку на момент обращения в УВД по Смоленской области был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, подлежал увольнению по льготным основаниям, имел необходимую продолжительность службы и при увольнении изъявил желание участвовать в программе с целью получения ГЖС.

Доводы возражений о том, что свидетельские показания в данном случае являются недопустимым доказательством, основаны на неправильном толковании положений ст.60 ГПК РФ.

Ссылка представителя УВД по Смоленской области о том, что администрация Монастырщинского района Смоленской области, где истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеет перед ним обязательства по предоставлению жилья, не может быть принята во внимание.

Как указывалось выше, истец относится к категории граждан, указанных в абз.3 подп. «а» п.5 Правил, и в силу п.18 Правил выдачу сертификатов в таком случае осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена служба.

То обстоятельство, что истец не состоял в очереди в списках нуждающихся в получении жилья по месту службы, не может служить препятствием к реализации его права на участие в подпрограмме, поскольку в установленном порядке он признан нуждающимся в жилом помещении, а невозможность постановки на указанную очередь связана с тем, что УВД по Смоленской области после введения в действие Жилищного кодекса РФ данные действия не осуществляет.

В этой связи требования истца о понуждении УВД по Смоленской области принять его с составом семьи четыре человека на учет нуждающихся в жилых помещениях с 21.12.2010г. применительно к абз.3 подп. «а» п.5 Правил лишены правового смысла.

Ссылки на то, что истец подлежит обеспечению жилым помещением по нормам Жилищного кодекса РФ в порядке очередности, также не могут быть приняты во внимание.

Положения ст.49, 51 ЖК РФ регулируют отношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма, и не распространяются на отношения, возникающие при реализации органами государственной власти полномочий, указанных в п.2 ст.2 ЖК РФ, по использованию бюджетных средств и иных не запрещенных законом денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения жилых помещений.

Следует также отметить, что постановлением Правительства РФ от 12.07.2011г. № 561 в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 внесены изменения, которыми подп. «г» п.5 Правил признан утратившим силу, в связи с чем истец лишен возможности реализовать свое право на участие в подпрограмме как лицо уволенное со службы по льготным основаниям.

Разрешая требования истца о признании падчерицы членом семьи, суд исходит из следуеющего.

Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено показаниями свидетелей П.М.., А.М. истец с супругой Н.М., падчерицей О.Н. проживают совместно, ведут общее хозяйство.

В органе местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий истец состоит с составом семьи 4 человека, включая О.Н.

Таким образом, применительно к п.17 Правил О.Н. является членом семьи истца, в связи с чем подлежит включению в состав участников подпрограммы.

При таких данных требования истца подлежат частичному удовлетворению, с учетом заявленного состава семьи, включающего истца, его супруги Н.М.., сына А.А.., дочери жены О.Н.

Исходя из п.24 Правил включение в список А.А.. должно производиться в хронологической последовательности, в какой он была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования А.А. удовлетворить частично.

Обязать УВД по Смоленской области включить А.А. с составом семьи 4 человека (он, жена Н.М., сын А.А., дочь жены О.Н.) в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в хронологической последовательности постановки его на учет нуждающегося в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий                 Д.Н.Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 21.11.11г.