Дело № 2-3811/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года Ленинский районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего судьи Коженовой Т.В. при секретаре Очеретнюк В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Я.Г. к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о признании бездействия администрации г.Смоленска незаконным и возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г.Смоленска обратился в суд в интересах несовершеннолетней Матвеевой А.Н. с иском к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о признании бездействия администрации г.Смоленска незаконным и возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении. В обоснование заявленных требований указал, что в ответе на обращение Матвеевой Я.Г. и.о. начальника управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска указала, что по результатам комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Смоленска на 2011-2012 учебный год согласно дате постановки на учет для зачисления в ДОУ место в детском саду Матвеевой Александре не предоставлено, в связи с отсутствием свободных мест в группе необходимой возрастной категории в указанных заявительницей дошкольных учреждениях. В судебном заседании прокурор отказался от иска, просил производство по данному гражданскому делу по иску прокурора прекратить. Определением Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.11.2011г. производство по делу по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска, действующего в интересах несовершеннолетней Матвеевой А.Н. к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о признании бездействия администрации <адрес> незаконным и возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении прекращено. В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. В судебном заседании истица Матвеева Я. Г. и её представитель Майкова М.В. не отказались от заявленного иска, поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации г.Смоленска Чмарькова Т.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Ответчик - Департамент Смоленской области по образованию и науке своего представителя в суд не направил, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления…общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района… Аналогичные положения закреплены и в п.13 ч.1 ст.10 Устава города Смоленска. Таким образом, на ответчиков возложена обязанность по комплектованию детских садов, находящихся в муниципальной собственности. Согласно ст.18 п.3 Закона РФ «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с ч.2 ст.31 указанного выше закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п.7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666, к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады различного вида, которые могут быть государственными или муниципальными и для которых названное Типовое положение является обязательным. Согласно п.27 указанного Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. В соответствии с п.п.6.1, 7.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования(детские сады)» утвержденных Постановлением Администрации города Смоленска №796 от 14.12.2010г., получателями муниципальной услуги являются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет(включительно), являющиеся гражданами Российской Федерации. Постановка на учет и зачисление детей в ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными категориями детей: дети в возрасте от 1,5 до 3 лет; дети в возрасте от 3 до 4 лет; дети в возрасте от 4 до 5 лет; дети в возрасте от 5 лет до 6 лет; дети в возрасте от 6 лет до 7 лет(включительно). Согласно названному Регламенту, комплектование осуществляется в следующем порядке: - дети, нуждающиеся в переводе из одного ДОУ в другое(в случае отсутствия следующей возрастной группы); - дети имеющие преимущественное право на зачисление ( дети одиноких родителей, дети инвалиды, дети инвалидов первой и второй группы, дети многодетных семей и так далее в соответствии с приложением №2 Регламента); - дети поступающие в ДОУ на общих основаниях, согласно очереди, дате и времени постановки на учет. Судом установлено, что матерью Матвеевой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения является Матвеева Я.Г., что подтверждается копией свидетельства о рождении(л.д.9). 14.07.2011г. Матвеева Я.Г. обратилась в Управление образования и молодежной политики(далее Управление) с заявлением о предоставлении места в детском саду её дочери Матвеевой А.Н.(л.д.7). Как следует из письма и.о. начальника Управления от 25.07.2011г. № по результатам комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Смоленска на 2011-2012 учебный год согласно дате постановки на учет(11.10.2010г.) для зачисления в ДОУ место в детском саду ребенку истицы не предоставлено в связи с отсутствием свободных мест в группах необходимой возрастной категории в указанных дошкольных учреждениях. Дополнительное комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется после 15 августа и ежемесячно в течение учебного года согласно очереди, дате и времени постановки на очередь, при наличии мест для детей соответствующей возрастной категории. О предоставлении места ребенку истица будет своевременно уведомлена(л.д.8). По результатам ежемесячного комплектования детских садов на 2011-2012 учебный год Матвеевой А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированной 11.10.2010г. в списке детей, состоящих на очереди на получение места в детском саду, предоставлено место в детском саду. На основании протокола от 30.09.2011г. № Матвеевой А выписано направление в детский сад №60 «Ромашка». Основанием выдачи направления в детский сад явилось заявление от ДД.ММ.ГГГГ №-д. Согласно представленному направлению № № Управление образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска предоставлено место в МДОУ №60 «Ромашка», расположенное по адресу: <адрес> Матвеевой А, ДД.ММ.ГГГГ рождения(л.д.15). Согласно справки Управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска от 08.11.2011г. № в других детских садах, расположенных недалеко от места проживания Матвеевой А мест не имелось. Таким образом, нарушенное право истицы ответчиком устранено добровольно. В судебном заседании истица, не оспаривая того обстоятельства, что направление для зачисления в дошкольное образовательное учреждение ею получено, и фактически место предоставлено, выразила несогласие с направлением её ребенка именно в детский сад №60 «Ромашка», в связи с его местом расположения, по её мнению расположенном далеко от её фактического места проживания в <адрес>. При этом ссылается, что является сотрудником полиции и в соответствии с законом «О полиции» имеет преимущественное право на предоставление её ребенку места в детском саду, расположенном недалеко от места её жительства. Представитель администрации г.Смоленска пояснил, что при первоначальной регистрации истицы 11.10.2010г. на очередь на получение места в детском саду, с последующим уточнением, ею был указан фактический адрес проживания ребенка <адрес>, и то обстоятельство, что она является одинокой матерью, данные сведения и были внесены в автоматизированную информационную систему «Комплектование-3». Управление образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска не вправе по своей инициативе вносить в электронную базу данных любую информацию, касающуюся ребенка без ведома и согласия матери. Таким образом судом установлено, что при рассмотрении заявления Матвеевой Я.Г. комиссией 30.09.2011г. отсутствовали сведения о месте работы истицы и местом жительства ребенка был указан адрес <адрес>. В связи с чем, ответчик рассмотрел вопрос истицы о предоставлении её ребенку места в детском саду в пределах предоставленной ею информации. Доводы истицы о том, что её ребенку предоставлено место в детском саду, расположенном далеко от места её жительства суд находит несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии с областным законом «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области» от 28.12.2004г. №120-з(ред.30.04.2010г.) административно-территориальное устройство Смоленской области - это территориальная организация Смоленской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Смоленской области и территориальных единиц Смоленской области и обеспечивающая упорядоченное осуществление на территории Смоленской области функций государственного управления и местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры; город - территориальная единица, являющаяся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 10 тысяч человек;(п.п.1,6). Постановлением Администрации Смоленской области от 30.04.2008г. №261 «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Смоленской области» утверждена территориальная единица г.Смоленск. Таким образом, местом жительства Матвеевой Я.Г. является территориальная единица г.Смоленск. Законом не предоставлено право выбора дошкольного учреждения в пределах территории, на которой проживает гражданин, имеющей ребенка. Поэтому в случае предоставления Матвеевой Я.Г., которая проживает в г.Смоленске, места в детском саду, расположенном на территории города Смоленска, её право, предусмотренное ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», реализовано. При таком положении, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией города Смоленска истице предоставлена возможность в реализации права на дошкольное образование её дочери Матвеевой А.Н. путем выдачи направления в детский сад №60 «Ромашка». То обстоятельство, что истица вновь подала заявление о постановке на учет для зачисления её ребёнка в ДОУ не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Матвеевой Я.Г. к Администрации <адрес> по образованию и науке о признании бездействия администрации г.Смоленска незаконным и возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий Коженова Т.В. Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2011г.