О признании незаконными действий ответчиков и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011г.                                                                                                         г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фроловой С.Л., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Фроловой А.А. об оспаривании действий (бездействия) Администрации г.Смоленска и Департамента Смоленской области по социальному развитию и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав,

у с т а н о в и л:

Фролова С.Л., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Фроловой А., <данные изъяты> года рождения в порядке уточнения обратилась в суд с заявлением о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по включению ее с составом семьи из 2-х человек в список молодых семей - участников долгосрочной городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, исходя из даты - ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Департамент Смоленской области по социальному развитию обязанности по включению ее с тем же составом семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, сославшись на то, что при разрешении вопроса о реализации права заявительницы на обеспечение жильем названными уполномоченными органами не учтено то обстоятельство, что фактически нуждаемость Фроловой С.Л. в улучшении жилищных условий возникла с рождением дочери (ДД.ММ.ГГГГ).     

Фролова С.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Администрации г.Смоленска Савостина Е.А. и представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Лавриненкова А.И., возражая против удовлетворения заявления, указали на правомерность оспариваемых Фроловой С.Л. действий (бездействия).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 6, 7, 15, 17, 20, 21, 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, являющихся приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Необходимые для участия подпрограмме заявление и документы подаются молодой семьей в орган местного самоуправления по месту жительства. Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, который представляется государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году

Аналогичные положения содержатся в разделе 5 долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 27.10.2010 №323-адм.

По делу установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Фролова (до брака - <данные изъяты>) С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а с ДД.ММ.ГГГГ и ее несовершеннолетня дочь Фролова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают в квартире №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., 1/4 доля в праве собственности на которую на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Фроловой С.Л. В данном жилом помещении с <данные изъяты>. также зарегистрированы и проживают К.Л.А., К.А.Л., и К.А.Н., а с 2003г. - Я.П.С. (л.д.6-8, 22-23, 26-32, 39).

Решением <данные изъяты> районного суда г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт совместного проживания Фроловой С.Л. с дочерью А. по адресу: г.<данные изъяты>, ул.<данные изъяты>, дом №<данные изъяты>, квартира №<данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ -адм во исполнение вступившего в законную силу решения <данные изъяты> районного суда г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Фролова С.Л. с составом семьи из 2-х человек, включая дочь А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы по дате первоначального обращения - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 21).

Указанным судебным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Фролова С.Л., исходя из имеющейся в ее собственности доли в праве на жилое помещение и общей площади такого помещения, с учетом состава семьи обеспечена общей площадью жилого помещения менее установленной учетной нормы (<данные изъяты> кв.м. / 4 доли / 2 чел. = <данные изъяты> кв.м., при норме в 10,5 кв.м.) (л.д.11-12).

Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ -адм заявительница с тем же составом семьи включена в состав участников долгосрочной городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы (л.д.10, 20-55).

Исходя из даты признания Фроловой С.Л. нуждающейся в жилом помещении (ДД.ММ.ГГГГ), заявительница Администрацией г.Смоленска в список молодых семей - участников долгосрочной городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, не включена, в связи с чем, Департамент Смоленской области по социальному развитию также не включил Фролову С.Л. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011г. (л.д.57-91).

Вместе с тем, при принятии соответствующих решений названными уполномоченными органами не учтено следующее.

Пункты 6, 7 и 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, а также раздел 5 долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 27.10.2010 №323-адм, связывают возможность реализации молодыми семьями права на получение соответствующих выплат с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий, которая должна быть признана в установленном порядке органом местного самоуправления, что, однако, в случае спора, не лишает молодую семью права на определение такой нуждаемости в судебном порядке.

Приведенные нормативные положения не могут рассматриваться как препятствующие признанию за гражданами, не вставшими до 1 марта 2005г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, когда их нуждаемость в улучшении жилищных условий фактически возникла до этого момента, равного с гражданами, поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, исходя из даты возникновения фактической нуждаемости в жилье. Иное, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении первой категории граждан, означало бы установление не имеющих конституционного обоснования различий в условиях приобретения такими гражданами права на получение соответствующих социальных выплат, исключительно в зависимости от даты официального признания их нуждающимися в жилье, и порождало бы такую дифференциацию в правовом положении указанных категорий граждан, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

По делу видно, что нуждаемость Фроловой С.Л. в жилом помещении возникла с момента рождения ее дочери А., т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, когда заявительница стала проживать в квартире №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> совместно с последней, и приходящаяся на каждую из них общая площадь жилого помещения, определенная с учетом решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, уменьшилась до <данные изъяты> кв.м., что ниже установленной в г.<данные изъяты> учетной нормы.

С учетом этого, при решении вопроса о реализации Фроловой С.Л. права на обеспечение жильем в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы названным уполномоченным органам необходимо исходить именно из указанной даты.

Поскольку нуждаемость первой молодой семьи - участницы долгосрочной городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году, определена на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58), принимая во внимание то обстоятельство, что молодая семья Фроловой С.Л. соответствует необходимым для участия в упомянутой подпрограмме условиям по возрасту и платежеспособности, суд возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по включению заявительницы с составом семьи из 2-х человек, включая несовершеннолетнюю дочь, в список молодых семей - участников долгосрочной городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, исходя из даты - ДД.ММ.ГГГГ и одновременно обязывает Департамент Смоленской области по социальному развитию включить Фролову С.Л. с тем же составом семьи составом в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Фроловой С.Л., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Фроловой А.А., удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Смоленска включить Фролову С.Л. с составом семьи из 2-х человек, включая несовершеннолетнюю дочь Фролову А.А., <данные изъяты> года рождения в список молодых семей - участников долгосрочной городской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, исходя из даты - ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить Фролову С.Л. с составом семьи из 2-х человек, включая несовершеннолетнюю дочь Фролову А.А., <данные изъяты> года рождения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.

       Председательствующий                                            А.В. Кудряшов