О возложении обязанности по обустройству лестниц у подъезда и в доме поручнями



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011г.                                                                                                       г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего М.А. к Администрации г.Смоленска об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, отметив, что вход в подъезд дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, в квартире №<данные изъяты> которого проживает ребенок, а также лестница до лифта данного подъезда в нарушение положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не оборудованы поручнями, необходимыми для беспрепятственного доступа М.А. в названное жилое помещение.

Представитель прокуратуры Заболоцкая И.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Администрация г.Смоленска, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, возражений на иск не представила. По правилам ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях поручней. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.

Пункт 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Ш.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся ребенком-инвалидом, проживает в квартире №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> и по состоянию здоровья его беспрепятственный доступ в названное жилое помещение может осуществляться при помощи поручней (л.д.4-11).

Между тем, вход в подъезд упомянутого дома, в котором проживает ребенок, а также лестница до лифта такими поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 не оборудованы, что нарушает конституционные права и свободы М.А., лишая его равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в жилое помещение (л.д.12-14).

С учетом изложенного, суд соглашается с доводами прокурора о необходимости выполнения указанных в иске работ, проведение которых не включено в перечень услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках заключенного с собственниками помещений названного жилого дома договора управления (ст.162 ЖК РФ).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18 и 19).

В силу положений ст.ст.15, 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. При этом предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» органам местного самоуправления предписано осуществлять необходимые организационные льготные меры по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Таким образом, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления (ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). При этом такая обязанность, тем более, должна быть исполнена органом местного самоуправления, в случае выдачи последним разрешения на строительство жилого дома или разрешения на ввод данного дома в эксплуатацию, проектная документация в отношении которого не предусматривает приспособления указанного объекта капитального строительства для доступа к нему инвалидов.

При таком положении, принимая во внимание то обстоятельство, что обязанность по выполнению соответствующих работ ни договором управления многоквартирным домом, ни законом на управляющую организацию не возложена, исходя из того, что обязанность по оборудованию названого домовладения указанными поручнями Администрацией г.Смоленска не исполнена, ввиду отсутствия в деле доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности устройства указанных поручней, суд удовлетворяет заявленные исковые требования.

При этом суд отмечает, что необходимость исполнения требований СНиП 35-01-2001 в данных правоотношениях обусловлена нормами Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не ставит необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов в зависимость от года постройки объекта социальной инфраструктуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего М.А. удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г.Смоленска по оборудованию входа в подъезд дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, в котором расположена квартира №<данные изъяты>, а также лестницы до лифта данного подъезда поручнями незаконным.

Обязать Администрацию г.Смоленска оборудовать вход в подъезд дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, в котором расположена квартира №<данные изъяты>, а также лестницу до лифта данного подъезда поручнями в соответствии с установленными требованиями.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

                                     

Председательствующий                                                        А.В. Кудряшов