Дело № 2-3860/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего судьи Иванова Д.Н. при секретаре Ивановой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хромцова А.В. к администрации г.Смоленска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включении в состав участников городской целевой программы, УСТАНОВИЛ: Хромцов А.В. обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включении в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, указав, что постановлением администрации г.Смоленска № 1568-адм от 22.08.2011г. ему отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы по мотивам не предоставлении полного пакета документов, подтверждающих регистрацию по определенному адресу по нескольким периодам, что считает незаконным, полагая, что им предоставлены все необходимые документы. В судебном заседании Хромцов А.В. требования поддержал. Представитель администрации г.Смоленска Шуплякова М.М. требования не признала, полагая отказ обоснованным, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям. Как следует из материалов дела, 18.07.2011г. Хромцов А.В. обратился в администрацию г.Смоленска с заявлением о признании его семьи (он, супруга Хромцова Т.С., сын Хромцов М.А.) нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Постановлением администрации г.Смоленска от 22.08.2011г. № 1568-адм истцу отказано в удовлетворении просьбы в связи с непредставлением полного пакета документов, подтверждающих право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно, не представлены документы, подтверждающие его регистрацию по определенному адресу в периоды с 01.01.1991г. по 17.11.1993г., с 18.03.1999г. по 08.08.2002г., с 13.09.2004г. по 25.07.2005г., с 21.08.2007г. по 17.01.2011г. Вместе с тем, такой отказ нельзя признать обоснованным. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». В соответствии с п.6 участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.7 Правил). Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, перечень которых установлен п.15, 15(1) Правил. Согласно п.18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 либо 15(1) настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, необходимым условием для участия в программе является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством. Частью 7 ст.52 ЖК РФ установлено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (сельских поселений, городских поселений, городских округов) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области установлен Законом Смоленской области от 13.03.2006г. № 6-з (далее - Закон). В соответствии с ч.1 ст.4 Закона принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с федеральным законодательством; 2) правоустанавливающий документ на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 3) копия финансового лицевого счета на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 4) документы, подтверждающие состав семьи заявителя; 5) справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности; 6) справка о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданная организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности; 7) решение органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области о признании заявителя малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде либо документы, подтверждающие отношение заявителя к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный перечень документов является закрытым, истребование каких-либо иных справок является необоснованным. В силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно справке ООО «Наш город» видно, что Хромцов А.В. с 17.11.1993г. по 18.03.1999г. был зарегистрирован по месту жительства в квартире <адрес>. Их пояснений истца в судебном заседании следует, что с 18.03.1999г. по 08.08.2002г. и с 13.09.2004г. по 27.07.2005г. регистрации по месту жительства он не имел, фактически проживал на съемных квартирах в г.Смоленске, где с 2000г. проходит службу в <данные изъяты> С 16.08.2008г. по 14.12.2010г. он был зарегистрирован в комнате 517 общежития дома 14 по пер.Киевский г.Смоленска, в подтверждение чего предоставлена справка ЖЭУ № 23. С 17.11.2011г. он проживает в квартире <адрес> г.Смоленска. По сведениям регистрирующих органов Смоленской и Архангельской областей у истца и членов семьи отсутствуют на праве собственности жилые помещения. Само по себе отсутствие у истца регистрации по месту жительства в указанные периоды не может служить препятствием в реализации его прав на обеспечение жилым помещением. Конституционный суд РФ в своем Постановлении «По делу о проверке конституционности ч.1 ст. 54 ЖК РФ РСФСР в связи с жалобой гр. Л.Н. Ситаловой» от 25.04.1995г. №3-П, указал, что осуществление жилищных прав граждан напрямую не связано с пропиской, наличие или отсутствие которой носит лишь правоустанавливающее значение. Поэтому, в соответствии с законом, регистрация граждан носит административно-явочный характер и сама по себе не может служить условием для возникновения либо ограничения прав на жилое помещение. В этой связи, истребование у истца сведений о регистрации по месту жительства в отдельные периоды нельзя признать правомерным. Кроме того, исходя из ч.9, 10 ст.4 Закона орган местного самоуправления вправе самостоятельно запрашивать и получать в порядке, установленном федеральным законодательством, в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности информацию и документы, необходимые для решения вопроса о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и для подтверждения его права состоять на указанном учете, а также проверку представленных с заявлением документов и содержащихся в них сведений, а также жилищных условий заявителя и членов его семьи. Учитывая, что иных оснований, препятствующих постановке Хромцова А.В. на учет и включении в состав участников программы не установлено, и представителем ответчика в судебном заседании не приведено, суд полагает возможным удовлетворить требования в полном объеме с момента первоначального обращения заявителя. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Хромцова А.В. удовлетворить. Постановление администрации г.Смоленска от 22.08.2011г. № 1568-адм «Об отказе гражданам в признании нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы в части отказа Хромцову А.В. с семьей из трех человек в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы признать незаконным и отменить. Обязать администрацию г.Смоленска принять Хромцова А.В. с составом семьи три человека (он, жена Хромцова Т.С., сын Хромцов М.А.) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате первоначального обращения - 18.07.2011г. и включить их в состав участников долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней. Председательствующий Д.Н.Иванов Решение в окончательной форме изготовлено 21.11.2011г.