о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в оформлении и выдаче градостроительного плана на земельный участок и возложении обязанности по его выдаче



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.

при секретаре Барашковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тишковой Л.В. о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в оформлении и выдаче градостроительного плана на земельный участок и возложении обязанности по его выдаче,

установил:

Тишкова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (далее - УАиГ) об отказе в выдаче градостроительного плана на земельный участок площадью 725 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый номер , обязании УАиГ устранить допущенные нарушения путем выдачи градостроительного плана на вышеназванный земельный участок, обосновывая свое требование его сформированностью в соответствии с целями разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства до внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, ссылка на которые послужила основанием для отказа УАиГ в оформлении испрашиваемого градостроительного плана.

Тишкова Л.В. в судебном заседании заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

УАиГ, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в представленных возражениях просит рассмотреть дело без участия представителя, заявленные требования не признает, указывая, что оформление градостроительного плана на земельный участок невозможно, поскольку участок приобретен по договору купли-продажи после внесения решением 15 сессии Смоленского городского Совета 4 созыва от ДД.ММ.ГГГГ в Правила землепользования и застройки <адрес> изменений в части увеличения минимальных размеров и его площадь в соответствии с испрашиваемыми целями составляет менее 1000 кв.м. Кроме того, участок располагается в санитарно-защитной зоне кладбища «<данные изъяты>», на территории которой не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов (37-38).

Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к нижеизложенным выводам.

В соответствии с Решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 767 "Об учреждении органа Администрации <адрес> в сфере архитектуры и градостроительства - Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>" на Управление возложены, в том числе функции, по обеспечению разработки, экспертизы, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке градостроительной документации <адрес>, проведения научно-исследовательских работ в области градостроительства; выдаче в установленном порядке заданий на разработку градостроительной и проектной документации (архитектурно-планировочные задания, градостроительные планы, сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) (п. 3.1 и п. 3.9 Положения).

Из материалов дела следует, что Тишкова Л.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 725 кв.м., местоположением: <адрес>, кадастровый номер . Земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» и согласно сведениям из ГКН поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-15).

УАиГ в письме от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Тишковой Л.В. по вопросу оформления градостроительного плана земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ) для строительства индивидуального жилого дома сообщило, что оформить ГПЗУ не представляется возможным, т.к. земельный участок приобретен по договору купли-продажи после внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением 41 сессии Смоленского городского Совета 3 созыва от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. решения 15 сессии Смоленского городского Совета 4 созыва от ДД.ММ.ГГГГ ) согласно которым минимальная площадь для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома составляет 1000 кв.м. Также разъяснено, что участок располагается в санитарно-защитной зоне кладбища «<данные изъяты>», на территории которой не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов (л.д. 9).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что ссылка УАиГ на невозможность подготовки и выдачи ГПЗУ заявителю по вышеприведенным основаниям не может быть признана обоснованной в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

Анализ частей 2 и 3 ст. 41 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что документация по планировке территории готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.

В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В силу этого, ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Соответственно, подготовка и выдача ГПЗУ по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.

При этом закон не обуславливает реализацию заявителями права на получение этой информации обоснованием целей, для которых она истребуется.

Поскольку в ГПЗУ отражаются уже установленные разрешения и ограничения в пределах земельного участка, то эти разрешения и ограничения фиксируются на дату выдачи ГПЗУ.

Частью 2 ст. 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе либо проекта межевания территории либо в виде отдельного документа.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Соответственно, градостроительная документация, содержащая параметры и ограничения возможного строительства, реконструкции на данном земельном участке, не может служить основанием для отказа в подготовке и выдаче заявителю ГПЗУ.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ГПЗУ прикладывается к заявлению о подготовке и выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, то есть является необходимым документом для получения разрешений на строительство.

Однако, это не означает, что ГПЗУ выдается только в том случае, если обратившееся за ним лицо намеревается осуществлять строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, поскольку лицо в любом случае вправе знать о градостроительных разрешениях и ограничениях на земельном участке, в том числе и в целях решения для себя вопроса о градостроительных перспективах использования данного земельного участка.

При этом, как уже указывалось выше, согласно ст. 41 ГрК РФ как часть документации по планировке территории ГПЗУ готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.

Аналогично, само по себе нахождение земельного участка на территории, на которой запрещено строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, не может служить основанием для отказа в выдаче ГПЗУ.

К тому же суд отмечает, что ГПЗУ запрошен заявителем применительно к ранее сформированному земельному участку на землях используемых и предназначенных для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 ЗК РФ), расположенному на уже застроенной территории с целью его разрешенного использования - строительства на этом земельном участке новых объектов и то обстоятельство, что на момент обращения с соответствующей просьбой решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки <адрес> в части увеличения площади предоставляемых земельных участков: от 1000 до 1800 кв.м. безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления не являются.

Придание обратной силы названным изменениям и означающее, по существу, невозможность целевого предназначения земельного участка, оформленного в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки <адрес> и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение представительным органом власти ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями.

Поскольку отказ в выдаче градостроительного плана противоречит действующему градостроительному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, требования Тишковой Л.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Тишковой Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу оформления и выдаче градостроительного плана на земельный участок площадью 725 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый номер .

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> выдать Тишковой Л.В. градостроительный план земельного участка площадью 725 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый номер .

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                 Л.Ю.Мацкив