Об оспаривании предписания Департамента Смоленской области по культуре



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2011г.                                                                                                                г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

при секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондарева Игоря Леонидовича об оспаривании предписания Департамента Смоленской области по культуре,

у с т а н о в и л:

Бондарев И.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным вынесенного в отношении него по результатам внеплановой выездной проверки предписания Департамента Смоленской области по культуре от 04 июля 2011г. №2 о приведении принадлежащей ему квартиры №53 в являющемся памятником архитектуры регионального значения доме №5 по ул.Дзержинского г.Смоленска в первоначальное состояние, указав, что строительные работы в квартире проведены на основании постановления Администрации г.Смоленска от 17.06.2008г. №796-адм, которым данное жилое помещение переведено в нежилое для использования под магазин непродовольственных товаров, а на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 июня 2011г. упомянутый Департамент согласовал проектную документацию по устройству отдельного входа в магазин, в связи с чем, возложение на заявителя обязанности по приведению квартиры в первоначальное состояние неправомерно.

Представитель Бондарева И.Л. - Рудаков И.Е. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, отметив, что выполненные заявителем строительные работы не ухудшают состояние дома №5 по ул.Дзержинского г.Смоленска, как памятника архитектуры, не нарушают целостность последнего, не создает угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Представитель Департамента Смоленской области по культуре Деверилин А.Ю., возражая против удовлетворения заявленных требований, отметил, что строительные работы были произведены Бондаревым без согласования с названным Департаментом, являются самовольными (разрешение на проведение работ названным уполномоченным органом не выдавалось), следствием их проведения явилось изменение облика объекта культурного наследия, нарушение его целостности, внесение диссонанса в архитектурную среду, в связи с чем, выданное заявителю предписание является законным и обоснованным.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.Смоленска, надлежаще извещенная о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направила. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель органа местного самоуправления указал на возможность завершения процесса перевода принадлежащей Бондареву квартиры в нежилое помещение при условии согласования выполнения необходимых для этого работ с Департаментом Смоленской области по культуре.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п/п.9 п.2 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.

Исходя из положений ст.52 названного законодательного акта физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанного объекта, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в установленном порядке осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

По правилам п.п.2, 4 ст.35 того же Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (ст.45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Пунктом 14 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. №1204, а также пунктами 2.4.5, 2.5.1 Административного регламента исполнения Департаментом Смоленской области по культуре государственной функции «Осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия», утв. постановлением Администрации Смоленской области от 07.09.2010 №531 предусмотрено право вынесения должностными лицами Департамента по результатам внеплановой проверки предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

По делу установлено, что Бондарев И.Л. является собственником квартиры №53 в доме №5 по ул.Дзержинского в г.Смоленске.

В соответствии с решением исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11.06.1974г. №358 жилой дом №5 по ул.Дзержинского в г.Смоленске принят на государственную охрану как объект культурного значения регионального значения «Дом жилой, середина ХХ века».

С целью перевода названного жилого помещения в нежилое (магазин непродовольственных товаров) истец обратился в Администрацию г.Смоленска с соответствующим заявлением, представив документы, перечисленные в ч.2 ст.23 ЖК РФ, включая рабочий проект перепланировки жилого помещения, подготовленный ООО ПСФ «Дизайн-Проект» в соответствии с утвержденным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска архитектурно-планировочным заданием.

Как следует из названной проектной документации, она предусматривает устройство отдельного лестничного входа в магазин и согласована с Управлением Роспортребнадзора по Смоленской области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области», Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, Управлением по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрацией г.Смоленска, отделом Государственного пожарного надзора г.Смоленска, Администрацией Ленинского района г.Смоленска, ГИБДД УВД Смоленской области, а также с собственниками помещений многоквартирного дома №5 по ул.Дзержинского в г.Смоленске.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 17.06.2008г. №796-адм упомянутое жилое помещение переведено в нежилое с указанным целевым назначением при условии выполнения Бондаревым в установленном порядке перепланировки квартиры с устройством отдельного входа.

По заданию Бондарева И.Л. ООО «Архитектура» разработан рабочий проект устройства входа в магазин непродовольственных товаров.

В соответствии техническим заключением ООО ПСФ «Дизайн-Проект» в настоящее время заявителем в принадлежащем ему жилом помещении (в пределах квартиры) выполнены предусмотренные упомянутыми проектами работы по перепланировке.

Приведенные выше обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 июня 2011г., которым на Департамент Смоленской области по культуре возложена обязанность по согласованию проведения строительных работ в отношении дома №5 по ул.Дзержинского г.Смоленска, связанных с устройством на основании подготовленного ООО «Архитектура» рабочего проекта отдельного входа в магазин непродовольственных товаров, расположенный в переводимой в нежилое помещение принадлежащей Бондареву И.Л. квартире №53 (л.д.8-12).

В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ данные обстоятельства обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего гражданского дела.

31.05.2011г. Бондарев И.Л. обратился в Департамент Смоленской области по культуре с заявлением об оформлении охранного обязательства в отношении принадлежащей ему квартиры, для чего специалистом Департамента был осуществлен выход на объект, в результате осмотра которого установлено, что в рамках проводимой Бондаревым перепланировки последним в отсутствие согласования с Департаментом соответствующей проектной документации выполнены следующие работы: на главном фасаде дома на месте расположения одного из оконных проемов квартиры установлена дверь из ПВХ; со стороны дворового фасада заложен один из двух оконных проемов; значительно изменены размеры и форма второго оконного проема дворового фасада; изменена расстекловка во втором оконном заполнении главного фасада (л.д.45-47).

Факты выполнения заявителем указанных работ без выдачи Департаментом разрешения на их проведение подтверждены также актом выездной внеплановой проверки, проведенной сотрудниками названного уполномоченного органа в период с 20.06.2011г. по 04.07.2011г. на основании приказа от 15.06.2011г. №78. По результатам указанной проверки в отношении Бондарева И.Л. вынесено предписание от 04 июля 2011г. №2 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, которое содержит следующие требования: демонтировать дверь из ПВХ, установленную на главном фасаде дома, на месте расположения одного из оконных проемов квартиры с последующим его восстановлением; восстановить расстекловку во втором оконном заполнении главного фасада; восстановить заложенный со стороны дворового фасада оконный проем; восстановить размеры и форму второго оконного проема дворового фасада (л.д.29-44).

Оценка имеющихся в деле доказательств, проведенная судом в их совокупности и взаимосвязи, позволяет придти к выводу о неправомерности оспариваемого предписания.

Из материалов дела усматривается, что во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 июня 2011г. Департаментом Смоленской области по культуре согласовано проведение на основании подготовленного ООО «Архитектура» рабочего проекта строительных работ в отношении дома №5 по ул.Дзержинского г.Смоленска, связанных с устройством отдельного входа (со стороны главного фасада) в магазин непродовольственных товаров, расположенный в переводимой в нежилое помещение принадлежащей Бондареву И.Л. квартире №53 (л.д.65).

Указанный рабочий проект предполагает устройство дверного проема на месте второго оконного проема главного фасада здания.

Исходя из этого, с учетом вступившего в законную силу и исполненного Департаментом судебного решения, проведение заявителем упомянутых работ, согласованных с названным уполномоченным органом, является правомерным, что указывает на необоснованность содержащегося в оспариваемом предписании требования о демонтаже упомянутой двери и восстановлении соответствующего оконного проема.

Что касается иных требований предписания, то суд также признает их незаконными ввиду следующего.

Подготовленным ООО ПСФ «Дизайн-Проект» и согласованным с упомянутыми выше службами, в том числе, с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, рабочим проектом перепланировки принадлежащей заявителю квартиры предусмотрена замена существующих оконных рам на стеклопакеты цвета слоновой кости, осуществление закладки одного из дух оконных проемов со стороны дворового фасада, значительное изменение размеров и формы второго оконного проема со стороны дворового фасада.

Исходя из положений п/п.5 ч.2, ч.ч.4, 5, 8 ст.23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет, в частности, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления, упомянутого проекта и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных решений выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, названный документ является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем и (или) иных работ.

Таким образом, по смыслу приведенных выше законоположений, в случае, если для обеспечения использования помещения в качестве нежилого требуются переустройство и (или) перепланировка, принятию решения (постановления) органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое должно предшествовать согласование проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения со всеми заинтересованными службами, в том числе и с органом по охране и использованию объектов культурного наследия (в случае, когда квартира находится в доме, являющемся памятником архитектуры), поскольку принятие такого решения (постановления) предоставляет собственнику помещения право на выполнение предусмотренных проектом переустройства, и (или) перепланировки работ.

Как уже ранее отмечалось, постановлением Администрации г.Смоленска от 17.06.2008г. №796-адм принадлежащая Бондареву квартира переведена в нежилое при условии выполнения в установленном порядке перепланировки квартиры с устройством отдельного входа. С учетом этого, заявителю было предоставлено право на проведение запроектированных работ, в том числе по замене существующих оконных рам на стеклопакеты, осуществление закладки одного из двух оконных проемов со стороны дворового фасада, изменение размеров и формы второго оконного проема со стороны дворового фасада.

По этим причинам, исходя из общеправового принципа справедливости и обеспечения соразмерности ограничения прав Бондарева И.Л. допущенным им нарушениям, обусловленным принятием указанного постановления, разрешение вопроса о выполнении содержащихся в оспариваемом предписании требований должно быть поставлено в зависимость от установления судом факта невозможности как таковой согласования Департаментом Смоленской области по культуре проведения заявителем соответствующих работ, доказательства чему в силу ч.1 ст.249 ГПК РФ должны быть представлены названным уполномоченным органом.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют убедительные, достоверные и неопровержимые данные о том, что осуществленная Бондаревым замена существующих оконных рам, закладка одного оконного проема и изменение размеров и формы второго (со стороны дворового фасада) нарушают целостность жилого дома №5 по ул.Дзержинского г.Смоленска, как памятника архитектуры, создают угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения, ухудшают состояние указанного объекта, наносят вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также существенным образом изменяют облик и интерьер указанного объекта культурного наследия, его внешнее декоративное убранство.

Напротив, как следует из объяснений представителя заявителя и имеющихся в деле фотоматериалов, с фасадной стороны названного жилого дома значительная часть оконных проемов заменена на стеклопакеты; со стороны главного фасада имеется устроенный на месте оконного проема вход в другой магазин, оконные заполнения которого также имеют различную расстекловку, а оконные проемы - различную конфигурацию.

Кроме того, как утверждает представитель Бондарева И.Л., необходимость в замене оконных проемов на стеклопакеты обусловлена ветхостью первых.

При таком положении, исходя из недоказанности наличия объективных и неустранимых препятствий для согласования и выдачи Департаментом разрешения на выполнение заявителем соответствующих строительных работ, суд удовлетворяет заявленные требования.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

р е ш и л :

Заявление Бондарева Игоря Леонидовича удовлетворить.

Признать незаконным вынесенное по результатам внеплановой выездной проверки в отношении Бондарева Игоря Леонидовича предписание Департамента Смоленской области по культуре от 04 июля 2011г. №2.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.

                               Судья                                                   Кудряшов А.В.