РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 декабря 2011г. г. Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Ивановой О.А., При секретаре: Кожановой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доли И.Л. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность земельного участка, у с т а н о в и л : Доля И.Л. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность за плату земельного участка примерной площадью 900 кв.м., прилегающего к принадлежащему ему земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 800 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, взыскании расходов по госпошлине в размере <данные изъяты> коп., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., ссылаясь на неправомерность отказа ответчика в предоставлении указанного участка в собственность за плату в целях, не связанных со строительством, отметив, что предоставление спорного участка третьему лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением в уполномоченный орган ранее Доли И.Л., на что ссылается Департамент, недопустимо, поскольку осуществление на этом участке жилищного строительства невозможно по причине того, что он входит в территорию объекта культурного наследия «Культурный слой города». Представители истца Горин А.А., Иванов В.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в части предоставления в собственность за плату указанного земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок не может быть использован под строительство, только под благоустройство. Отказались от требований по взысканию компенсации морального вреда и уплаченной госпошлине. Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 02.11.2011г., возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на невозможность предоставления истцу для присоединения к существующему (смежному) землепользованию дополнительного земельного участка, который может быть сформирован в больших размерах и предоставлен бесплатно в собственность третьих лиц, которые обратились с соответствующими заявлениями в Департамент ранее Доли И.Л., в связи с чем, их права подлежат приоритетной защите. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента Смоленской области по культуре Деверилин А.Ю. не возражал против удовлетворения иска в случае, если земельный участок будет использован только под благоустройство, поскольку участок входит в территорию распространения памятника федерального значения «Культурный слой города», а также в зону охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Церковь Воскресенская, 1765 год». Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Исходя из положений пунктов 6.1, 6.7-6.9 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 (в ред. постановления Администрации Смоленской области от 18.05.2011 №290) в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются, в частности, для присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей. В этом случае земельные участки гражданам предоставляются на том же праве, что и смежный земельный участок, к которому он присоединяется, то есть в аренду или в собственность за плату без проведения торгов на основании поступившего заявления. Размер платы определяется уполномоченным органом на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. По делу установлено, что Доля И.Л. на основании договора дарения от 23.05.2007г. является собственником земельного участка площадью 800 кв.м. с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>А, на котором находится принадлежащий ему жилой дом, находящийся в стадии строительства (л.д.8,9). 18.02.2011г. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату дополнительного земельного участка площадью 900 кв.м., прилегающего к существующему (смежному) землепользованию, расположенному в <адрес>. Сообщением от 25.02.2011г. Департамент, со ссылкой на раздел 6 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009г. №243 (присоединение к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства, возможно только при наличии на существующем (смежном) земельном участке жилого дома, находящегося в собственности гражданина), указал, что рассмотрение данного вопроса возможно только после предоставления документов, подтверждающих наличие жилого дома на существующем (смежном) земельном участке (л.д.12). Решением Смоленского областного суда от 24 января 2011г., оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 30.03.2011 №36-Г11-53 абз.5 п.6.1 названного Порядка в части слов «(при наличии на смежном земельном участке жилого, дачного дома, находящегося в собственности заявителя)» признан не действующим со дня принятия (л.д.16-18). 11.07.2011г. Доля И.Л. повторно обратился в Департамент с предоставлением необходимых документов. Письмом от 02.08.2011г. Департамент сообщил, что в рамках действующего законодательства невозможно предоставить испрашиваемый земельный участок, так как в настоящее время рассматривается возможность формирования испрашиваемого земельного участка по заявлению третьего лица. Кроме того, на основании п.6.1 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243, присоединение к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием возможно в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей (л.д.13). Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 12.09.2011г., оставленным без изменения кассационным определением от 29.11.2011г., на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность предоставить Доле И.Л. в собственность за плату для целей, не связанных со строительством, земельный участок примерной площадью 999 кв.м., являющийся смежным с принадлежащим Доле И.Л. земельным участок площадью 800 кв.м. с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», кадастровый номер №, расположенным по адресу: <адрес>А в целях последующего слияния данных земельных участков. Как следует из материалов дела, испрашиваемый Долей И.Л. участок земли входит в границы территории распространения объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города»; указанный памятник археологии принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. №624; расположен в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Церковь Воскресенская, 1765 год», границы которой утверждены постановлением администрации Смоленской области от 25.10.2010г. №630, в которой согласно указанному постановлению разрешается: проведение работ по сохранению элементов природного ландшафта - укреплению склонов оврагов от оползней и размывов; благоустройство и ландшафтная организация территории с созданием дорожно-тропиночной сети, устройство мест отдыха и декоративного освещения, размещение малых архитектурных форм; применение специальных мер по укреплению склонов оврагов от оползней и размывов, а также направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды; регулирование работ по озеленению территории, в том числе выполнение работ по инвентаризации существующих зеленых насаждений, с последующими санитарными рубками и удалением деревьев, способствующих развитию оползневых процессов. Запрещается: изменение планировочных отметок земли (устройство насыпей и срезка рельефа) в установленных границах зон композиционно активного природного рельефа и характера озеленения; новое строительство (л.д.46-48). Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об обоснованности заявленных Долей И.Л. исковых требований. Предоставление испрашиваемого Долей И.Л. земельного участка третьим лицам, недопустимо. Тогда как истец, как собственник смежного с испрашиваемым земельного участка, по мнению суда, должен иметь преимущественное право на предоставление спорного участка земли за плату. При этом, поскольку упомянутый участок испрашивается Долей И.Л. в целях, не связанных со строительством, является смежным с находящимся в его собственности ранее предоставленным для ИЖС земельным участком площадью 800 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>А, имеются основания для его предоставления истцу за плату для присоединения к существующему (смежному) землепользованию. Доводы представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области о невозможности предоставления истцу дополнительного земельного участка по причине того, что он может быть сформирован в больших размерах и предоставлен бесплатно в собственность третьих лиц, признаются судом несостоятельными. Действительно пунктом 6.1 упомянутого выше Порядка, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 (в ред. постановления Администрации Смоленской области от 18.05.2011 №290) возможность предоставления в целях, не связанных со строительством, земельного участка для присоединения к существующему (смежному) землепользованию, поставлена в зависимость от установления факта невозможности самостоятельного предоставления его в соответствии с градостроительным законодательством для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества. Однако, предоставление спорного участка в качестве самостоятельного (а не дополнительного) для целей ИЖС в данном случае недопустимо по причине нахождения его на территории названных объектов культурного наследия, где осуществление строительства запрещено, тогда как Долей И.Л. земельный участок испрашивается в целях, не связанных со строительством. При этом участок интересует истца как объект земельных отношений именно площадью, не превышающей 900 кв.м., самостоятельное формирование которого для целей ИЖС градостроительным регламентом не допускается. То обстоятельство, что в последующем спорный земельный участок будет присоединен к существующему (смежному) землепользованию истца, разрешенное использование которого допускает возможность осуществления жилищного строительства не должно служить непреодолимым препятствием для ограничения земельных прав Доли И.Л., поскольку изначальное предоставление участка в целях, не связанных со строительством и невозможность использования этого участка для строительства по причине его нахождения на территории названных объектов культурного наследия обязывают истца оформить соответствующее предусмотренное Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранное обязательство и использовать участок с учетом установленных в отношении него запретов по осуществлению строительной деятельности. При этом суд также исходит из того, что право Доли И.Л. на предоставление дополнительного участка производно от его права на уже находящийся в его собственности участок земли, разрешенное использование которого «индивидуальное жилищное строительство». Поэтому использование, как основного, так и дополнительного участков требует соблюдения истцом соответствующих запретов. Существования иных, за исключением режима использования земель в границах территории объектов культурного наследия, предусмотренных законом ограничений, позволяющих отказать Доле И.Л. в предоставлении спорного участка, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено. При таком положении, суд удовлетворяет заявленные исковые требования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить Доле И.Л. в собственность за плату для целей, не связанных со строительством, земельный участок примерной площадью 900 кв.м., являющийся смежным с принадлежащим Доле И.Л. земельным участком площадью 800 кв.м. с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», кадастровый номер №, расположенным по адресу: <адрес>А в целях последующего слияния данных земельных участков. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий (судья) О.А. Иванова