Дело № 2- 139/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 января 2012 года Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Космачевой О.В. при секретаре Вороновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Департаменту Смоленской области по здравоохранению о возложении обязанности по оборудованию входа поручнями для лестницы и устройству пандуса, установил: Прокурор Ленинского района г. Смоленска в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском о возложении обязанности на ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Департаменту Смоленской области по здравоохранению по оборудованию входа в ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», расположенной в д. 3 по ул. Октябрьской революции в г. Смоленске пандусом и поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Указал, что в здание отсутствует беспрепятственный доступ маломобильных групп населения и инвалидов, что затрудняет реализацию гражданских прав лиц указанной категории. Судом по делу в качестве соответчика привлечена Администрация г. Смоленска. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Оленева Е.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» Новиков В.А. не отрицая факта отсутствия при входе в ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» пандуса и поручней, исковые требования не признал в полном объёме, поддержал представленный отзыв (л.д. 60-61). Указал, что стоматологическая помощь детям-инвалидам оказывается на дому. Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению Павленко Ю.В. указала, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, т.к. собственником имущества ОГБУЗ не является. Ответчик Администрации г. Смоленска о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, возражений по заявленным требованиям не представил. Представитель третьего лица Федосеева А.В. требования считает необоснованными. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь ( ч.1 ст. 41 Конституции РФ). В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Частью 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается в том, что, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. Пункты 3.9, 3.14,3.32 СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц- на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. Судом установлено, нежилое помещение общей площадью 761,2 кв.м. в <адрес> находится в оперативном управлении МЛПУ «Детская стоматологическая поликлиника», собственником помещения является муниципальное образование г. Смоленск (л.д. 10).. На основании распоряжения Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм и решения Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № МЛПУ и их движимое имущество, в том числе и «Детская стоматологическая поликлиника», приняты в государственную собственность Смоленской области (л.д. 19-37). МЛПУ «Детская стоматологическая поликлиника» переименовано в ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» (л.д. 23-28). Как установлено по делу, вход в здание объект социальной инфраструктуры ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» не оборудован пандусом, а также поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8). В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором ( ст. 210 ГК РФ). Непринятие мер по приведению входа в домостроение в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов, является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18 и 19). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. С учетом изложенного, принимая во внимание, что собственником спорного объекта недвижимости является муниципалитет, суд возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, являющегося объектом социальной инфраструктуры, путем оборудования входа в здание пандусами и поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственников объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве оперативного управления). Ссылки представителя ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» на то, что лечение указанной категории осуществляется работниками поликлиники на дому не является основанием для отмены обязанности по обеспечению доступности здания и сооружения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в здание ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» для получения иных услуг в области лечения, получения информации об оказываемых услугах и реализации прав иным образом. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд решил: Возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность оборудовать вход в здание ОГБУЗ « Детская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: <адрес> пандусом и поручнями в соответствии установленными требованиями СНиП 35-01-2001. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца. Председательствующий подпись О.В. Космачева Копия верна О.В. Космачева