о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-796/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи      Малиновской И.Э.

при секретаре                                   Соловьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамонова Л.В. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Парамонов Л.В. обратился в суд с иском к администрации г. Смоленска о признании права общей долевой собственности на жилое помещение <адрес>, в обоснование иска указав, что проживает в жилом помещении с 13.04.1987 г., правом приватизации жилья не воспользовался.В ноябре 2011 г. при обращении в администрацию Ленинского района г.Смоленска с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, было отказано, считая данный отказ незаконным, просит признать право собственности на жилое помещение № <адрес> <адрес>, общей площадью 11,6 кв.м., жилой - 11,6 кв.м.

В судебном заседании представитель истца, извещенного надлежащим образом, но не явившегося в судебное заседание- Ш. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Администрации г. Смоленска, извещенная о дате и времени рассмотрения дела в суд не явилась, предоставила в суд заявление в котором указала, что в связи с тем, что жилом <адрес> в реестре муниципального имущества не числится, в связи с чем администрация не может являться надлежащим ответчиком по делу.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 2 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных, настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Парамонову Л.В. в связи с трудовыми отношениями предоставлено жилое помещение № <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ Парамонов Л.В. зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении.

Правом приватизации Парамонов Л.В. на занимаемое ими жилое помещение не воспользовался.

Администрацией г.Смоленска не оспаривается правомерность проживания истцов в указанном жилом помещении, со ссылками на отсутствие регистрации жилого <адрес> в реестре муниципального имущества.

Вместе с тем данные доводы судом во внимание не принимаются, поскольку согласно постановлению Главы администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ жилой фонд и инженерные коммуникации Смоленского опытного завода «Протон» переданы в муниципальную собственность города.

Приказом № 200 от 28.11.1997 г. МП «Жилищник», в соответствие с постановлением Главы администрации г.Смоленска № 1111 от 27.10.1997 г. <адрес> принят на баланс МПЖРЭП № 17.

14.11.2011 г. истец обратился в Администрацию Ленинского района г. Смоленска с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано в приватизации жилого помещения в связи с тем, что на основании ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 2 ноября 2000 года № 220-О в котором обращено внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 13 января 2005г., в связи с чем, с этого дня действует ст.7 данного Федерального закона и с данного момента к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением в общежитии применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

В силу ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2004) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст.11 выше приведенного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Ссылки представителя администрации г.Смоленска на отсутствие в реестре муниципальной собственности записи о спорном доме судом не могут быть приняты во внимание для отказа в иске, поскольку опровергаются приведенными в решении выше доказательствами, из которых следует, что жилой <адрес> передан в муниципальную собственность и принят на баланс эксплуатирующей организацией.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истцов о признании за ним права собственности на занимаемое помещение - вышеуказанной комнаты в порядке приватизации подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Парамонова Л.В. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.     

Признать право собственности в порядке приватизации за Парамоновым Л.В. на жилое помещение № <адрес> <адрес>, общей площадью 11,6 кв.м., в том числе жилой - 11,6 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Смоленский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий судья                                            Малиновская И.Э.

м.р.и.30.01.2012 г.