о признании незаконным исключения из списка участников программы на получение ГЖС



Дело 2-356/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Малиновской И.Э.

при секретаре:                                Соловьевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуденковой В.М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, администрации г.Смоленска о признании незаконным исключения из списка участников программы на получение ГЖС,

у с т а н о в и л:

Дуденкова В.М. (с учетом уточненных требований ) обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным Протокола № 1 заседания комиссии Департамента Смоленской области по социальному развитию по решению вопросов о предоставлении гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области от 26.09.2011 г., которым ей отказано в предоставлении жилья в собственность бесплатно, сославшись на необоснованность обстоятельств послуживших основанием для исключения ее из списков, поскольку все необходимые документы ею были предоставлены указав, в связи с чем просит отменить указанный протокол и обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить ее в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц в сводный список по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно, а так же взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. 00 коп.

В судебное заседание Дуденкова В.М. извещенная надлежащим образом не явилась, ее представитель- С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным выше и приведенным в исковым заявлении.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию -Л. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что правомерно было принято оспариваемое истицей решение, поскольку с учетом изменений имевших место, с 1 января 2011 года изменился круг лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих",к которым Дуденкова В.М. не относится, в связи с чем выдача Государственных жилищных сертификатов в отношении членов семьи военнослужащих прекратилась, кроме того в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно истце было отказано в том числе и в связи с тем, что ею не была предоставлена справка жилищно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы в Республике Молдова.

Администрации г.Смоленска, извещенная о дате и времени рассмотрения дела в суд не явилась, своего представителя не направила, просит рассмотреть дело в их отсутствии по представленным в суд письменным возражениям, согласно которых в удовлетворении требований к Администрации г.Смоленска просят отказать, поскольку в отношении истца данным ответчиком права не нарушены и по заявленным истцом требованиям Дуденковой В.М. Администрация г.Смоленска не является надлежащим ответчиком.

Заслушав объяснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 08.12 2010 г. N 342-ФЗ "О статусе военнослужащих" данным Законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до

01 января 2011 года, жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ).

Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 г. N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 02.11.1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09. 2001 г. N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

В 2002-2010 г.г. реализовалась подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12. 2005 г. N 865.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03. 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Подпунктом "г" п. 5 Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации.

В период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы выдача государственных жилищных сертификатов являлась дополнительной формой обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Д.К.Е. с семьей из 4-х человек (он, жена-Дуденкова В.М., сын-Д.Е.К. и дочь Д.В.К.), уволенный с военной службы по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья, продолжительность службы в календарном исчислении 25 лет, был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди граждан, уволенных с военной службы.

Постановлением мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Д.К.Е. исключен из списков нуждающихся в связи со смертью, в связи с чем постановлением мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ очередь нуждающихся переоформлена на Дуденкову В.М. на семью из 3-х человек (она, сын- Д.Е.К. и дочь Д.В.К.).

По личным заявлениям Дуденковой В.М. постановлением главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ сын- Д.Е.К. и постановлением Администрации г.Смоленска -адм от ДД.ММ.ГГГГ дочь-Д.В.К. были исключены из состава семьи Дуденковой В.М., как нуждающиеся.

Таким образом на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Смоленска осталась одна Дуденкова В.М. (истица) и которая на день принятия судебного решения по данному делу с учета в Администрации г.Смоленска не снята и сертификат не выдан.

Выше приведенные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан утратившим силу.

Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указанным Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ дополнена п. 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12. 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с ЖК РФ : граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

При этом ст. 4 названного Закона предусмотрено, что гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до вступления в силу настоящего Федерального закона, выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п.п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05. 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).

Таким образом, с 1 января 2011 года изменился круг лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих"- выдача Государственных жилищных сертификатов прекратилась.

10.03.2011 г. Дуденковой В.М. подано заявление, согласно которому последней выбран способ обеспечения ее жилым помещением - предоставление жилого помещения в собственность бесплатно.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05. 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 08.12. 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", 11.05.2011 г. принят Смоленский областной закон № 17-з "О предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области», который регулирует отдельные вопросы предоставления на территории Смоленской области жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, имеющим право на обеспечение за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанного областного закона Постановлением Администрации Смоленской области № 526 от 05.09.2011 г. утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту Порядок).

Жилые помещения предоставляемые в собственность гражданам, выбравшим обеспечение жилым помещением в форме предоставления жилых помещений в собственность бесплатно, в порядке очередности в соответствии со сводным списком должны находиться на территории Смоленской области и быть пригодным для постоянного проживания ( п.21 и п. 2.3 Порядка).

В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по социальному развитию, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 20.12.2004 г. № 364, уполномоченным органом в Смоленской области по предоставлению жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья на территории Смоленской области» является Департамент Смоленской области по социальному развитию (п.1.1,1.3,3.88 Положения).

Решение об отказе в предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма (п.3.11. Порядка) и предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения принимается комиссией (п.4.10 Порядка) в случаях: непредставления или представления не в полном объеме документов, указанных соответственно в п. 3.6 и п. 4.6. Порядка; отсутствие у гражданина права на обеспечение жильем.

Из объяснений сторон и представленных документов следует, что согласно Протокола № 1 заседания комиссии Департамента Смоленской области по социальному развитию по решению вопросов о предоставлении гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области от 26.09.2011 г. принято решение об отказе Дуденковой В.М. в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с не предоставлением последней справки жилищно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Вместе с тем суд находит данное решение не правомерным в виду следующего.

Из материалов учетного дела Дуденковой В.М. (л.д.14-59) усматривается, что в период прохождения военной службы Кишиневском гарнизоне Д.К.Е. с 1987 г. проживал с семьей (жена и двое детей) в полученном от Министерства обороны жилом помещении : <адрес> в <адрес> и где были зарегистрированы. В 1994 г. Д.К.Е. умер, Дуденкова В.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес>, которая по договору социального найма была предоставлена Е. (членом семьи которой Дуденкова В.М. не являлась и не является), впоследствии в 2002 г. передана последней в собственность.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной КЭЧ Управления Министерства обороны Республика Молдова <адрес> сдана квартирным органам Министерства обороны Республика Молдова. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ так же следует, что в <адрес> зарегистрированными числятся дочь истца- Д.В.К.,ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами-участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении истца жильем на территории Российской Федерации может являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

Принимая оспариваемый истцом протокол Департамент Смоленской области по социальному развитию при наличии имеющихся и представленных истцом документов, согласно которых Дуденкова В.М. в собственности жилья не имеет, зарегистрирована и проживает в г.Смоленске у лиц которым членом семьи не является, при наличии иных документов свидетельствующих о праве последней на получение жилья в собственность бесплатно не правомерно отказал Дуденковой В.М. в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с не предоставлением последней справки жилищно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, расположенному в Республика Молдова.

В этой связи для восстановления нарушенного права Дуденковой В.М. на компетентный орган исполнительной власти - Департамент Смоленской области по социальному развитию следует возложить обязанность по включению Дуденковой М.В. в сводный список по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно.

Согласно ст.ст.88ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.

С учетом изложенного, по правилам ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию представительские расходы, размер которых с учетом принципа разумности, сложности настоящего гражданского дела, продолжительности судебного разбирательства, определяется судом и взыскиваются с ответчика в сумме 2 500 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Дуденковой В.М. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить Протокол № 1 заседания комиссии Департамента Смоленской области по социальному развитию по решению вопросов о предоставлении гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области от 26.09.2011 г. в отношении Дуденковой В.М..

Обязать Департамента Смоленской области по социальному развитию включить Дуденкову В.М. в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц в сводный список по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно.

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Дуденковой В.М. представительские расходы в размере <данные изъяты> руб.00 коп.

В остальной части заявленных требований и в иске к Администрации г.Смоленска Дуденковой В.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий                                                    И.Э.Малиновская

м.р.и.31.01.2012 г.