О признании незаконным бездействия Администрации г.Смоленска и возложении обязанности по уборке и вывозу снега



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 г.                                                                                                                               г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи) Кудряшова А.В.

при секретаре Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Смоленска в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации г.Смоленска и возложении обязанности по принятию мер, направленных на организацию вывоза снега и ликвидацию снежных валов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Смоленска в порядке уточнения обратился в суд с заявлением в защиту прав свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, оспаривая бездействие Администрации г.Смоленска, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги и тротуара по ул.Николаева в г.Смоленске возле дома №34 установленным нормам, сославшись на наличие на проезжей части, обочине и тротуарах наледи, снега, а также снежных валов, что создает угрозу безопасности дорожного движения и требует своего устранения.

Администрация г.Смоленска, надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направила, об уважительных причинах его неявки не сообщила, письменных возражений на заявление не представила. По правилам ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.. .» относит к собственности поселения или городского округа автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения (городского округа) за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения и частных автомобильных дорог (ч.ч. 8, 9 ст.5).

В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог - ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация в границах городского округа освещения улиц относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска от 28 октября 2005г., которые также относят решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993г. №1090 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.7, 3.1.8 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993г. №221 срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляет от 4 до 6 часов с момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации, и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Формирование снежных валов не допускается: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м. от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.

Согласно п.п.1.10, 3.4.11.1, 3.4.11.2 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800 содержание территорий города включает в себя, в частности, регулярную уборку грязи, мусора, снега и льда с тротуаров и проезжей части улиц и мостов. К числу мероприятий по зимней уборке относятся сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; удаление снега (вывоз); зачистка дорожных лотков после удаления снега; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.

Таким образом, основными задачами зимнего содержания элементов улично-дорожной сети города является своевременная очистка проезжей части, обочин, тротуаров, автобусных остановок, от снега и льда, посторонних предметов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что дорога и тротуар по ул.Николаева в г.Смоленске вблизи дома №34 названным выше требования и нормам не соответствуют; на проезжей части дороги в указанном месте, а также на обочинах и тротуарах имеются снежные уплотнения и снежные валы.

Наличие данных недостатков, вследствие которых упомянутая дорога местного значения является опасной для использования по назначению, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами (л.д.4-7). При этом суд отмечает, что проведение каких-либо замеров для констатации факта наличия наледи, а равно наличия снежных валов на проезжей части не требуется, поскольку данный факт может быть установлен путем обычного визуального осмотра.

Доказательств устранения описанных выше недостатков (проведения соответствующих снегоуборочных работ), а также невозможности соблюдения требований ГОСТ Р 50597-93 (невозможности принятия всех зависящих от органа местного самоуправления мер по соблюдению вышеуказанных требований) и обеспечения безопасности дорожного движения, Администрацией г.Смоленска суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

По смыслу п.п.5, 27 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.

Поскольку надлежащее состояние указанной дороги и тротуара должным образом не обеспечено, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Ленинского района г.Смоленска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Смоленска, выразившееся в ненадлежащем содержании дороги и тротуара вблизи дома №34 по ул.Николаева в г.Смоленске.

Возложить на Администрацию г.Смоленска обязанность по принятию исчерпывающих мер по очистке проезжей части дороги, обочин и тротуаров вблизи дома №34 по ул.Николаева в г.Смоленске от снега, наледи и снежных валов.

Администрация г.Смоленска вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца по истечении срока подачи Администрацией г.Смоленска заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                             Кудряшов А.В.