о понуждении к совершению действий



Дело №2-647/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Макаровой К.М.

при секретаре: Петченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной миграционной службы по Смоленской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в нежилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Заднепровского района г.Смоленска обратился в суд с указанным выше иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной миграционной службы по Смоленской области (далее- УФМС России по Смоленской области), указав, что в здание в котором располагается отдел УФМС России по Смоленской области в Заднепровском районе по адресу: <адрес>, переданное в оперативное управление УФМС России по Смоленской области отсутствует беспрепятственный доступ маломобильных групп населения и инвалидов, поскольку в нарушение положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вход в здание не оборудован пандусом и поручнями в соответствии со СНиП, что затрудняет реализацию гражданских прав лиц указанной категории.

В нарушение пунктов 27-29,32,33 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ помещения отдела не оборудованы системой звукового информирования заявителей, в зале обслуживания не установлен компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами, помещение для работы с заявителями не оборудованы электронной системой управления очередью, световыми информационными табло, для обслуживания инвалидов помещения не оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок.

Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представители УФМС по Смоленской области Власова Н.А. и Романова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что УФМС по Смоленской области не было допущено бездействие в виде непринятия мер по созданию условий по осуществлению своей деятельности, поскольку помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было передано Управлению Федеральной миграционной службы России по Смоленской в Заднепровском районе г.Смоленска по акту приема -передачи ДД.ММ.ГГГГ оснащение помещения специальными приспособлениями и технической аппаратурой, требующее бюджетного финансирования, будет выполнено по мере поступления целевых денежных ассигнований (л.д.24-27).

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.

Пункты 3.9, 3.14, 3.17, 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

В ходе судебного разбирательства установлено, что здание отдела УФМС России по Смоленской области в Заднепровском районе по адресу: <адрес>, является государственной собственностью и в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ и изменениям к нему от ДД.ММ.ГГГГ передано в оперативное управление УФМС России по Смоленской области (л.д.28-33).

Вход в названное здание, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, не оборудован пандусом и поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, что ответчиками не опровергается.

В силу приведенных выше нормативных требований данное здание в целях обеспечения беспрепятственного доступа в него инвалидов подлежит оснащению специальными приспособлениями (перилами, пандусами, поручнями).

Несоблюдение ответчиком требований указанных правовых актов нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами и, кроме того, необеспечением беспрепятственного доступа к помещению нарушаются права и других маломобильных категорий граждан.

Необходимость исполнения требований СНиП 35-01-2001 в данных правоотношениях обусловлена нормами Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не ставит необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов в зависимость от года постройки объекта социальной инфраструктуры.

При таком положении, суд удовлетворяет заявленные прокурором исковые требования и возлагает на УФМС России по Смоленской области обязанность по оборудованию входа в здание отдела УФМС России по Смоленской области в Заднепровском районе специальными приспособлениями (пандусом и поручнями).

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по делу, суд исходит из того, что вещными правами на здание (право оперативного ведения) обладает УФМС России по Смоленской области, которое в силу положений ст.296 ГК РФ вправе владеть, пользоваться и в установленном законом пределах распоряжается этим имуществом, запрета на проведение соответствующих работ в отношении которого ст.18, ст.19 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не содержат. Имея указанный объект недвижимого имущества на условиях права оперативного управления, УФМС России по Смоленской области, использующее его в своей хозяйственной деятельности, должно обеспечить соответствие здания установленным требованиям СНиП, в связи с чем, соответствующая обязанность должна быть возложена на УФМС России по Смоленской области.

Доказательств отсутствия технической возможности осуществить действия, о которых ставит вопрос в иске прокурор, ответчиком не представлено.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по техничному оборудованию помещения в соответствии с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденного Приказом ФМС РФ № 339 от 07.12.2009, также является обоснованным.

Правовой статус Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области и отсутствие у него лимитов финансирования не устраняют действие указанного административного регламента и не освобождают ответчика от обязанности его исполнения.

В этой связи на Управление Федеральной миграционной службы России по Смоленской области следует возложить обязанность оборудовать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области в Заднепровском районе г.Смоленска системой звукового информирования заявителей, системой управления очередью, световым информационным табло, в зале обслуживания установить компьютер со справочно -правовыми системами и программными продуктами в срок не позднее 31 декабря 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Смоленской области удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Смоленской области оборудовать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской в Заднепровском районе г.Смоленска:

- системой звукового информирования заявителей,

- системой управления очередью,

- световым информационным табло,

- в зале обслуживания установить компьютер со справочно -правовыми системами и программным и продуктами в срок не позднее 31 декабря 2012 года;

а также для обслуживания инвалидов оборудовать помещение:

- специальными ограждениями и перилами, для обеспечения беспрепятственного передвижения и разворота инвалидных колясок,

- въезд в здание оборудовать пандусом, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственный въезд и выезд инвалидных колясок в соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементам и, доступным и инвалидам» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок не позднее 01 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 1 (одного) месяца.

Председательствующий                                                К.М.Макарова