Дело № 2- 592/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 марта 2012 года Ленинский районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего (судьи) Макаровой К.М. при секретаре Петченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова Ю.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности, установил: Сафонов Ю.В., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете и индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из суммы его заработка, исчисленного по месту работы за время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего увеличению на соответствующие коэффициенты, а также подлежащего ежегодной индексации. В обоснование требований указал, что является инвалидом вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, получателем денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, размер которой был неверно исчислен ответчиком. Сафонов Ю.В. просил суд обязать ответчика произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с ДД.ММ.ГГГГ к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Новиков И.Е. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Лавриненкова А.И. в судебном заседании исковые требования не признала по тому основанию, что истцу назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). В соответствии с п.14 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Пунктом 15 названного постановления было установлено, что если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ). В силу п.6 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ), гражданам, получавшим до его вступления в силу возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей. Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было предусмотрено, что в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме. Судом установлено, что Сафонов Ю.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В период с ДД.ММ.ГГГГ истец работал на Центральной нормативно-исследовательской станции Минстрой Азербайджанской ССР на должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода он зачислен на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (л.д. 5-7). ДД.ММ.ГГГГ истец был признан <данные изъяты> по причине увечья, связанного с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС, бессрочно (л.д. 8). Со ДД.ММ.ГГГГ Сафонову Ю.В. органами социальной защиты населения была назначена сумма возмещения вреда здоровью, расчет которой был произведен исходя из его заработка за 4 полных месяца за период работы на ЧАЭС с учетом 80% утраты профессиональной трудоспособности. Указанная сумма составила <данные изъяты> (с применением коэффициентов МРОТ, коэффициента «6»). Впоследствии выплата ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью производилась в следующих размерах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ ответчиком размер суммы в возмещение вреда истцу был снижен, был произведен перерасчет суммы в возмещение вреда исходя из 7 МРОТ. Ответчиком была начислена к выплате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ установлена в твердом размере в сумме <данные изъяты> размер которой с учетом последующих индексаций составлял сумму <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью, которая по общему правилу зависит от суммы заработка, была исчислена ответчиком исходя из минимальных показателей, без учета личного заработка истца. С ДД.ММ.ГГГГ истцу взамен выплаты суммы в возмещение вреда здоровью производилась выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в твердом размере в сумме <данные изъяты>. Согласно архивной справке СМУ «КПСИ» от ДД.ММ.ГГГГ в период работы Сафонова Ю.В. в МСМУ «АзСлавутичстрой» Минстроя Азербайджанской ССР на строительстве г. Славутич для Чернобыльской АЭС повышенной радиационной местности, в 30-км зоне его оклад по штатному расписанию составил <данные изъяты> с 75 % надбавкой из оклада согласно постановлению Совета Министров Азербайджанской ССР (л.д. 5). В соответствии со справкой Б-90 (дата нечитаема) Сафонов Ю.В. действительно работал в МСМУ «АзСлавутичстрой» Минстроя Азербайджанской ССР в должности <данные изъяты>. За время командировки на объект строительства в г. Славутич заработок его составил за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (л.д. 77,78). Указанная справка была предоставлена истцом в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами выплатного дела и не оспаривается ответчиком. Истец работал в должности <данные изъяты> в Министерстве промышленного строительства Азербайджанской ССР. ДД.ММ.ГГГГ Сафонов Ю.В. был переведен в МСМУ "АзСлавутичстрой" Азербайджанской ССР на должность <данные изъяты>, т.е. работа на ЧАЭС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была для истца работой в новых условиях. Согласно сведениям, представленным государственной экспертизой условий труда отдела охраны труда Департамента Смоленской области по социальному развитию согласно представленной судом копии трудовой книжки истца в период ДД.ММ.ГГГГ изменений специальности, квалификации или должности не установлено. При этом в указанный период Сафонов Ю.В. работал на должности <данные изъяты>. Затем произошло изменение занимаемой должности: с ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность <данные изъяты>, где работал до ДД.ММ.ГГГГ. Оценить изменялись ли условия труда на рабочем месте Сафонова Ю.В. не представляется возможным (л.д. 72). В соответствии с материалами выплатного дела с ДД.ММ.ГГГГ Сафонову Ю.В. выплата в возмещение вреда здоровью по его заявлению назначена в твердой денежной сумме. Ее размер составил <данные изъяты> с дальнейшей индексацией в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Действия Департамента Смоленской области по социальной развитию по снижению ранее установленной суммы в возмещение вреда являются необоснованными. Размер возмещения вреда здоровью, получателем которого истец являлся до ДД.ММ.ГГГГ, ранее был исчислен Сафонову Ю.В. исходя из его утраченного заработка с учетом 80% степени утраты трудоспособности и справки о заработке, из которого следует, что его средний заработок в новых условиях за период работы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил сумму <данные изъяты>. Средний заработок составляет сумму <данные изъяты> исходя из расчета <данные изъяты> С учетом данного заработка, увеличенного на соответствующие установленные ранее действовавшим законодательство коэффициенты, и с учетом утраты профессиональной трудоспособности сумма возмещения вреда истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила сумму <данные изъяты> Ежемесячная сумма в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании действующего законодательства подлежала ежегодной индексации. Приведенный истцом порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью соответствует требованиям действующего законодательства. С учетом индексации размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму <данные изъяты> В последующем Департаменту Смоленской области по социальному развитию следует производить индексацию денежной компенсации по возрастающей в соответствии с федеральным законодательством. Исходя из изложенного, требования Сафонова Ю.В. о взыскании недоплаченных сумм возмещения вреда подлежат удовлетворению в соответствии с требованиями закона. По представленному расчету, который сторонами не оспаривается, ответчик обязан произвести выплату задолженности ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом произведенных ранее выплат в размере <данные изъяты> (л.д.80 ) Оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности по правилам ст.208 ГК РФ, абзацем четвертым которой предусматривается, что исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, судом не усматриваются с учетом характера спорных правоотношений о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (данная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О). Ответственность по перерасчету суммы денежной компенсации с учетом индексации несет Департамент Смоленской области по социальному развитию как орган социальной защиты населения, на который возложена обязанность по назначению указанной выплаты. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, решил: Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести Сафонову Ю.В. перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с ДД.ММ.ГГГГ к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Сафонова Ю.В. недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 (одного) месяца. Председательствующий К.М.Макарова