Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 марта 2012г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Сененковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шекина А.С. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у с т а н о в и л : Шекин А.С. обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, отметив, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако, ответчик отказал ему в реализации такого права, сославшись на необходимость предоставления чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил; в представленном отзыве на иск, возражая против его удовлетворения, отметил, что Шекин А.С. упомянутую выше схему в уполномоченный орган не представил; обязанность же по осуществлению выбора участка земли для его последующего предоставления льготной категории граждан на Департамент не возложена. Ознакомившись с доводами иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ. Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона). Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления. По делу установлено, что проживающи1 на территории Смоленской области Шекин А.С., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка в черте г.Смоленска для индивидуального жилищного строительства (л.д.6-8). Письмом ответчика от 17.02.2012г. истцу сообщено, что формирование земельного участка возможно в индивидуальном порядке при предоставлении схемы его предполагаемого места расположения. Наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г.Смоленска, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, Департамент в указанном выше письме не опроверг (л.д.9). Убедительных, неоспоримых и достоверных доказательств отсутствия в черте г.Смоленска свободного земельного фонда, который возможно предоставить под индивидуальное жилищное строительство истцу, не представлено ответчиком и в ходе разбирательства дела, в то время как по правилам ст.56 ГПК РФ обязанность доказывания таких обстоятельств возложена на лицо, ссылающееся на эти обстоятельства, как на основания своих возражений. В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, не изъятых и не ограниченных в обороте, в их предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством, которое в их числе несформированность участка не упоминает. Существование предусмотренных приведенной выше правовой нормой ограничений, позволяющих отказать Шекину А.С. в предоставлении участков земли в черте г.Смоленска, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, истец не воспользовался. Обеспечение выбора земельного участка для строительства, отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п.4 ст.30 ЗК РФ). В связи с изложенным, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства истец вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ей любого земельного участка в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г.Смоленска), который свободен от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели. По этим причинам, непредставление Шекиным А.С. в Департамент чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, что в настоящее время предусмотрено п.2.2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243, с учетом положений п.4 ст.28 ЗК РФ не должно служить препятствием для положительного разрешения соответствующего вопроса по существу, притом, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства. Требование о предоставлении упомянутой выше схемы является допустимым в том случае, когда, обращаясь в уполномоченный орган, гражданин претендует на конкретный земельный участок. При таком положении, суд, признавая оспариваемые истцом действия (бездействие) ответчика незаконными, возлагает на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, как уполномоченный орган (Постановление Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86), обязанность по бесплатному предоставлению Шекину А.С. в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах установленных в соответствии со ст.33 ЗК РФ минимальных и максимальных размеров. С учетом установленного постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истцу земельного участка, равным шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу. Что касается заявленного Шекиным А.С. требования о предоставлении земельного участка конкретной (максимально возможной) площадью, равной 1800 кв.м., то оно не основано на законе. Неконкретизированность требований истца о месте расположения испрашиваемого участка, с учетом положений ст.11.9 и ст.33 ЗК РФ, предполагает усмотрение уполномоченного органа при решении соответствующего вопроса, который при принятии такого решения должен опираться на конкретные обстоятельства, связанные с расположением предоставляемого участка, плотности застройки, т.е. возможности формирования участка определенной площади. Оснований для взыскания с ответчика в пользу Шекина А.С. 200 руб. в возврат оплаченной при подаче иска государственной пошлины суд не находит, поскольку согласно подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении Шекину А.С. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в городе Смоленске. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шекину А.С. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет Шекина А.С. работ по формированию данного земельного участка. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца. Председательствующий А.В.Кудряшов