О согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, признании права собственности на земельный участок



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2012г.                                                                                                                        г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

при секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прудниковой Е.С. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и признании права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Прудникова Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего представлению в собственность истицы, как ветерана труда земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты>, указав, что ответчик в согласовании и утверждении такой схемы неправомерно отказывает по причине нахождения участка в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, граница которой в установленном порядке не установлена.

Представитель истицы Бозняков Г.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, отметив, что названный участок земли не входит в границы расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, разработанной МУП «Говодоканал» для упомянутых очистных сооружений.

Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, а также третьи лица - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управление Роспотребнадзора по Смоленской области, МУП «Горводоканал», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона).

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются: 1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя); 2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

По делу установлено, что проживающая на территории Смоленской области Прудникова Е.С., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> (л.д.16, 21).

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истице в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д.8-9).

Исполняя данные указания Департамента, ООО «<данные изъяты>» за счет Прудниковой подготовило указанную схему (л.д.12-15).

Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании данного упомянутого отказано по мотиву того, что испрашиваемый истицей земельный участок находится в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) канализационных очистных сооружений, в которой размещение жилой застройки не допускается (л.д.10-11).

Как усматривается из имеющихся в деле письменных доказательств, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), в которой индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования. Однако, упомянутый участок земли также находится в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, определенных Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, действующих в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 (л.д.32-33).

Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Прудниковой Е.С. исковых требований.

Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.

В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в ред. решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства.Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ.В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п.п.2.1-2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Из материалов дела и документов, представленных МУП «Горводоканал», которому принадлежат упомянутые выше канализационные биологические очистные сооружения, следует, что СЗЗ этих биологических очистных сооружений при фактической производительности <данные изъяты> тыс. кубических метров в сутки в соответствии с п.7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривается равной <данные изъяты> м. (нормативная СЗЗ), что соответствует размеру СЗЗ, устанавливаемому для промышленных объектов и производств второго класса опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Вместе с тем, в соответствии с п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений.

На момент разрешения спора МУП «Горводоканал» проект обоснования расчетной СЗЗ на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области представлен, однако названным уполномоченным органом не утвержден, в том числе по причине проводимой предприятием реконструкции действующих очистных сооружений, что предполагает проведение дополнительных лабораторных исследований с учетом ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (л.д.22, 29, 43, 51-52). Как следует из объяснений представителя МУП «Горводоканал», данных в ходе судебного заседания, состоявшегося 12 марта 2012г., вследствие проведения названных работ по реконструкции границы разработанной предприятием для очистных сооружений СЗЗ могут как увеличиться, так и уменьшиться; при этом все необходимые для установления окончательной СЗЗ исследования еще не проведены.

Таким образом, до настоящего времени определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона канализационных очистных сооружений, принадлежащих СМУП «Горводоканал», в установленном порядке не изменена (не уменьшена).

Вместе с тем, отсутствие установленной на основе соответствующего проекта для действующих канализационных очистных сооружений окончательной границы СЗЗ, не может указывать на возможность неограниченного использования земельных участков, расположенных в непосредственной близости от территории, относящейся к этим сооружениям.

При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ). При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.

Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне.

Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом. При этом границы данной СЗЗ в упомянутом выше порядке не изменены; решение органа местного самоуправления об уменьшении границ указанной зоны либо ее отмене отсутствует. При этом, по утверждению представителя истицы испрашиваемый ею земельный участок располагается на расстоянии около 360 м. от очистных сооружений, при нормативной установленной СЗЗ, равной 500 м.

При таких обстоятельствах, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, предоставление Прудниковой в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым, в связи с чем, у Администрации г.Смоленска не имелось оснований для согласования представленной истицей схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

С учетом этого, доводы представителя истицы о возможном оформлении прав на спорный земельный участок третьим лицом, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, тем более, что предметом настоящего судебного разбирательства установление наличия у такого третьего лица права на оформление в собственность соответствующего земельного участка не является.

При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и производных от них требований о признании за Прудниковой Е.С. права собственности на упомянутый выше земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прудниковой Е.С. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, признании права собственности на земельный участок, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

                Председательствующий                                                              А.В.Кудряшов