о предоставлении жилищного сертификата



                                                                                              Дело № 2-555/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Макаровой К.М.

при секретаре Петченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой А. И. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении жилищного сертификата,

установил :

     Данилова А.И. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении жилищного сертификата, указав в обоснование иска, что является инвалидом <данные изъяты>, вдовой <данные изъяты>, проживает в жилом доме <адрес>, принадлежащем ее дочери К. которая не является членом ее семьи, не ведет с ней общего хозяйства. В жилом помещении, кроме нее зарегистрирован сын Д. дом деревянный, неблагоустроенный, с печным отоплением, не газифицирован, нет водоотведения.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

       Представители истца Карницкая Л.С. и Филимонова Т.В. в судебном заседании поддержали исковые требования, настаивали на их удовлетворении по вышеизложенным доводам, указав, что решение Департамента Смоленской области по социальному развитию (комиссии по решению вопросов о предоставлении жилых помещений в собственность и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан) от 09.09.2011 года, согласно которому Даниловой А.И. было отказано в выдаче сертификата на основании п.2 ч.1 ст.51, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ с указанием на то обстоятельство, что общая площадь жилого помещения, в котором проживают два человека (она и сын) составляет 36,1 кв.м., и она является обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, является необоснованным.

Представитель ответчика Лавриненкова А.И. исковые требования не признала, указав, что истец, с учетом общей площади жилого дома, где она проживает - 36,1 кв.м., обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, вследствие чего не может быть признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет. Ссылки истца на неблагоустроенность дома несостоятельны, дом не был признан непригодным для проживания.

Представитель, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, администрации Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, Локтева Л.Н., поддержала заявленные требования, пояснив, что истец в настоящее время проживает в неблагоустроенном жилом помещении, принадлежащем ее дочери К. и в этой связи нуждается в улучшении жилищных условий.

Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, Министерства регионального развития РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях третье лицо полагало заявленный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению (л.д.54-56).

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) предусмотрена программа по реализации мер социальной поддержки в виде обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области составляет 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

По делу установлено, что Данилова А.И. является инвалидом <данные изъяты> и вдовой участника Великой Отечественной войны Д.

     Как следует из материалов дела, домовой книги, с 1983 года, Данилова С.И. зарегистрирована и проживает в доме №36 по ул. Урицкого г. Дорогобужа Смоленской области, общей площадью 36,1 кв.м., жилой - 27.6 кв.м. По договору от 10.02.1995 года, Данилова А.И. подарила данный дом своей дочери Корницкой Л.С., продолжая в нем постоянно проживать (л.д.5, 6-7).

     В доме зарегистрирован и проживает ее сын Д. что подтверждается справкой администрации <данные изъяты>

     01.10.2010 года Данилова А.И. обратилась с заявлением в жилищную комиссию при Главе <данные изъяты> о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

     Постановлением администрации <данные изъяты> от 26ДД.ММ.ГГГГ Данилова А.И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в единый список граждан, состоящих на учете в категории «вдова умершего инвалида ВОВ» (л.д.14).

    Согласно протоколу №2 заседания Комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, органу местного самоуправления рекомендовано рассмотреть вопрос о правомерности принятия на учет в качестве нуждающейся Даниловой А.И., т.к. она является обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (л.д.14-15).

     Решением жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> от 12.07.2011 года, постановление администрации Дорогобужского <данные изъяты> в отношении Даниловой А.И. признано правомерным (л.д.16-17).

     Как следует из объяснений представителя истца, 09 сентября 2011 года на заседании комиссии по решению вопросов о предоставлении жилых помещений в собственность и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, Даниловой А.И. отказано в предоставлении сертификата о выделении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в связи с неправомерной постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.51, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Постановлением Администрации Смоленской области от 9 марта 2010 года №98 «О мере социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части первой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается, что решение об отказе в предоставлении жилого помещения в собственность гражданина принимается комиссией в случаях: непредставления в полном объеме документов, указанных в постановлении; отсутствия у гражданина права на меру социальной поддержки по обеспечению жильем.

Право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем возникает при установлении объективных данных о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст. 51 ЖК РФ.

В силу пункта 2 части 1 названной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч.1 ст.31 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, истец в жилом доме <адрес> проживает с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ подарила дом дочери К. однако из дома не выезжала, с регистрационного учета не снималась, и до настоящего времени, как член семьи собственника, проживает в указанном доме со своим сыном.

Ссылки представителя истца на утрату Даниловой А.И. права пользования жилым помещением - жилом доме <адрес> в связи с передачей жилого помещения по договору дарения К. основаны на неправильном толковании норм жилищного законодательства.

Данилова А.И. обладала правом постоянного пользования жилым помещением как собственник жилого дома, в последующем на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был передан дочери К. в собственность; право пользования жилым помещением Даниловой А.И. сохранено (не утрачено), поскольку истец после отчуждения недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ постоянно без ограничения срока проживания пользуется жилым помещением как член семьи собственника жилого дома - дочери К.

Согласно справке администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> общая площадь жилого дома <адрес> составляет 36,1 кв.м., в доме зарегистрировано два человека, следовательно, на человека приходится 15,5 кв.м. общей площади жилого помещения.

    Проживая в указанном жилом помещении, Данилова А.И. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, что не позволяет ей в силу императивных предписаний действующего законодательства быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по этим основаниям.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 указанного Постановления Пленума, с учетом положений п. 1 ст. 31 ЖК РФ отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

В данном случае правовые основания для признания истца Даниловой А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отсутствуют, поскольку она, как проживающая в отдельном жилом доме обеспечена жилой площадью более учетной нормы на одного человека.

Из представленного суда договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Даниловой А.И. и Г. следует, что Г. Даниловой А.И. временно сроком на 1 год за плату предоставлено во владение и пользование для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>

Из показаний свидетеля В. следует, что ее бабушка Данилова А.И. достигла престарелого возраста, нуждается в лечении и уходе, что сделало необходимым ее проживание в <адрес> неподалеку от дееспособных родственников, способными осуществлять за ней уход. Жилой дом по адресу: <адрес> деревянный, неблагоустроенный, с печным отоплением, не газифицирован, без водоотведения.

Ссылки представителя истца на акт проверки жилищных условий от 19.10.2010г., которым занимаемое Даниловой А.И. жилое помещение признано неблагоустроенным, суд находит несостоятельными, поскольку жилищной комиссией не произведена оценки жилого помещения на соответствие требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, согласно п.8 которого, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Занимаемое истицей жилое помещение не признано непригодным для проживания, его неблагоустроенность таковым критерием не является.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 13, 32).

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему Жилищным кодексом Российской Федерации прав Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42 - 48 Положения).

Юридическим основанием для принятия решения соответствующим органом местного самоуправления о постановке на учет в связи с проживанием граждан в жилых помещениях, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является заключение межведомственной комиссии.

Соответствие (несоответствие) общим требованиям к благоустроенности жилого помещения, определенным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на межведомственной комиссии не рассматривалось.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования Даниловой А.И. о предоставлении жилищного сертификата, поскольку жилищное законодательство РФ и Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 не устанавливают и не гарантируют предоставление вдове участника Великой Отечественной войны отдельного жилого помещения лишь по факту имеющегося статуса, а связывают такое право с нуждаемостью.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 ГПК РФ,

решил :

      В иске Даниловой А. И. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении жилищного сертификата отказать.

     Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                           Макарова К.М.