о признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности по предоставлению жилищного сертификата о выделе социальной выплаты на приобретение жилья



Дело № 2-1104/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 апреля 2012г.                                                                                     г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.

при секретаре: Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балихина И.С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности по предоставлению жилищного сертификата,

установил:

Балихин И.С. с учетом утоненных требований обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности по предоставлению жилищного сертификата, указав, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, с 1992г. состоит в администрации г. Смоленска в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и имеет право на предоставление социальных льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в том числе, обеспечение жильем. Однако ответчиком незаконно было отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на то, что на узников фашистских концлагерей не распространяются данные льготы. Кроме того, жилое помещение в котором он проживает находится в непригодном для проживания состоянии и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Просит признать незаконным отказа ответчика в предоставлении сертификата о выделе социальной выплаты на приобретение жилья, обязать его предоставить соответствующую выплату.

В судебном заседании Балихин И.С. и его представитель требования поддержали, уточнив, что, поскольку жилое помещение, в котором проживает истец непригодно для проживания, то требуют предоставить во внеочередном порядке единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещение размером, рассчитанным на дату выдачи сертификата как произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Захаров П.В. требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ узники фашизма от 19.03.2010г. № 10496-ск/07, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Кроме того, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица Министерства регионального развития России в судебное заседание не явился, извещен.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено предоставление участникам ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, осуществляемого в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона.

Согласно подп.2 п.3 статьи 23.2 Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участникам Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (п. 1).

Льготы, указанные в пункте Настоящего Указа, предоставляются за счет источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2).

Постановлением Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. №20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, приравнены к категории инвалидов и ветеранов ВОВ в части прав на предоставление мер социальной поддержки и материальных льгот.

Как установлено судом, Балихин И.С. имеет статус узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Постановлением Мэра г.Смоленска от 16.09.1992г. № 617 он был принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, где состоит до настоящего времени.

При обращении в Департамент Смоленской области по социальному развитию по вопросу предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, ответчиком было отказано со ссылкой на то, что несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей предоставление мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» не предусмотрено.

Из возражений представителя ответчика в судебном заседании следует, что такой отказ связан с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010г. № 10496-ск/07, в соответствии с которыми законодатель, наделяя узников фашизма правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Вместе с тем данную позицию ответчика нельзя признать правомерной.

Право инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

В подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды ВОВ.

При этом, положения закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей, являющимся одновременно инвалидами по общему заболеванию, мер социальной поддержки, установленных для инвалидов ВОВ, во всяком случае не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 14, подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

В письме заместителя Министра регионального развития РФ от 19.03.2010 г. №10496-СК/07 со ссылкой на п. 8 ст. 154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 г. указано, что законодатель, наделяя указанных лиц (бывших несовершеннолетних узников концлагерей) правом на обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками ВОВ, т.е. не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 не подлежат.       

Вместе с тем, указанное письмо не может быть принято во внимание суда как основание к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке, в связи с чем при вынесении решении суд руководствуется вышеизложенными нормами действующего законодательства.

При таких данных за Балихиным И.С. подлежит признанию право на обеспечение жильем на основании ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах».

В Смоленской области вопросы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан регулируются Законом Смоленской области от 29.12.2009 № 154-з «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области» (далее по тексту - Закон Смоленской области).

В соответствии со ст. 2 Закона Смоленской области форма меры социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления жилых помещений определяются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

Постановлением Администрации Смоленской области от 09.03.2010 № 98 «О мере социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлены две альтернативные формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем: предоставление жилых помещений в собственность и предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (пп. 1 п. 1 Постановления).
Причем в соответствии с пп. 2 п. 1 Постановления       форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем вправе определять сам гражданин.

Этим же Постановлением утвержден «Порядок предоставления в Смоленской области жилых помещений в собственность и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с п. 3.1 и п. 3.2 которого единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляется ветеранам, выбравшим эту форму предоставления меры социальной поддержки, включенным в сводный список, и в виде сертификата. Размер единовременной денежной выплаты рассчитывается как произведение общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.19). Расчет размера единовременной денежной выплаты производится на дату выдачи сертификата (п. 3.20).

Доводы ответчика о том, что финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, не могут служить основание к отказу в признании и реализации права на обеспечение жильем на основании ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Ссылка представителя Департамента на то, что надлежащим ответчиком буде выступать Российская Федерация, является несостоятельной, поскольку законодатель именно на Департамент возложил обязанность по формированию сводных списков, предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Требования истца в части внеочередного предоставления сертификата, удостоверяющего право на получение единовременной денежной выплаты, не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из уточненного заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании в качестве основания к внеочередному предоставлению сертификата истец указывает на проживание в жилом помещении не отвечающим установленным требованиям.

Вместе с тем, в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В установленном законом порядке жилой дом, в котором проживает истец, аварийным, непригодным для проживания не признан.

При таких данных заявленные истицей требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Балихина И.С. удовлетворить частично.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить Балихина И.С. в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Смоленска и предоставить сертификат, удостоверяющий право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения размером, рассчитанным на день выдачи сертификата как произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

           

Председательствующий                 Д.Н.Иванов