о признании незаконными решений Избирательной комиссии Смоленской области



                                                                                                                         Дело № 2- 1679/ 12                                         

                                           РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      28 апреля 2012 года      

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.

при секретаре                                  Вороновой М.А.

с участием прокурора                    Заболоцкой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова И.В. к избирательной комиссии Смоленской области о признании решений и действий незаконными,

установил:

Новиков И.В. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии Смоленской области о признании решений, принятых в отношении его жалоб на решения ТИК МО «город Десногорск», поданных им в избирательную комиссию Смоленской области в период подготовки и проведения выборов Президента РФ, незаконными. Просит признать незаконным факт ненаправления ему постановлений избирательной комиссии области, принятых по его жалобам; незаконными факт ненадлежащего извещения о дате и времени заседания избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению его жалобы; незаконным факт отказа избирательной комиссии области в ознакомлении со всеми материалами по его жалобам, просит обязать комиссию ознакомить его со всеми материалами по его 3-м жалобам в избирательную комиссию Смоленской области.

В обоснование требований указал, избирательной комиссией на заседании ДД.ММ.ГГГГ была рассмотрена его жалоба на решение ТИК МО «город Десногорск» от ДД.ММ.ГГГГ на незаконное размещение штендера-плаката «Единая России» с участием сотрудников Управления МЧС по Смоленской области; на заседании ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена его жалоба на решение ТИК МО «город Десногорск» от ДД.ММ.ГГГГ о признании агитационными материалами штендеров «Единая Россия», распространенных с нарушением требований Федерального закона; на заседании ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена его жалоба на решение ТИК МО «город Десногорск» от ДД.ММ.ГГГГ на незаконное размещение агитационных материалов на участке автодороге между автозаправочной станцией и стадионом, напротив предприятия «Атомтранс». Во всех случаях его жалобы избирательной комиссией области оставлены без удовлетворения. Решения считает незаконными, поскольку указанные решения приняты без анализа всех обстоятельств, на которые им указано в жалобах. В нарушение требований действующего законодательства истец не был извещен о дате заседаний ТИК, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, и избирательной комиссии области, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ, что влечет отмену принятых по его жалобам решений. Указал, что избирательной комиссией области ему было отказано в незамедлительном ознакомлении с материалами по его двум предыдущим жалобам на решения ТИК, а впоследствии он не был ознакомлен с ними в полном объеме.

По делу в качестве третьего лица привлечена ТИК МО «город Смоленск».

В судебном заседании Новиков И.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Указал, что допущенные ответчиком нарушения повлекли нарушение его избирательных прав, а именно, право на агитацию.

Представитель избирательной комиссии Смоленской области Авинова Е.Е. в судебном заседании требования не признала, поддержала представленные возражения (л.д. 45-53).

Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей оставить заявление без удовлетворения, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1124 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва были назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от ДД.ММ.ГГГГ -СФ выборы Президента РФ назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации (п.10 ст. 23 ФЗ).

Территориальная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением
избирательных прав граждан Российской Федерации на соответствующей
территории (п. 9 ст. 26 ФЗ).

Избирательная комиссия является коллегиальным органом. Решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом
решающего голоса (ст. 28 ФЗ).

В соответствии с требованиями п. 4,5 ст. 20 ФЗ № 67-ФЗ избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Избирательные комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении
соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные
органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный
срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не
позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в
день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению
этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся
комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной
проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Согласно п. 6 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия
(бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права
граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в
непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в
нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства,
изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии,
рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным
действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным
действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть
вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (п. 11 ст. 20 ФЗ); решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, кандидатов и избирателей (п. 13 ст. 20 ФЗ).

Положениями п. 1 и п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотрено, что агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Частью 1 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в период проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); (см. текст в предыдущей редакции)

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 47 настоящего Федерального закона); (см. текст в предыдущей редакции)

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; 4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; (см. текст в предыдущей редакции)

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ.

Реализация и защита избирательных прав не может осуществляться избирательными комиссиями произвольно, а осуществляются исключительно в пределах их компетенции, т.е. в рамках предоставленных им законом полномочий, а, следовательно, способами, прямо предусмотренными законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию Смоленской области поступила жалоба Новикова А.В., датированная ДД.ММ.ГГГГ, на нарушение избирательного законодательства при размещении (установке) баннера Всероссийской политической партии «Единая Россия» с надписью «За наш любимый ДЕСНОГОРСК, за нашу сильную ЕДИНУЮ РОССИЮ» на торце жилого <адрес> третьего микрорайона <адрес>, т.е. госслужащими и в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома, что влечет его немедленный демонтаж, а также на бездействие территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (далее ТИК), не принявшей мер к устранению нарушений избирательного законодательства по его жалобе (л.д. 55-56).

С жалобой аналогичного содержания Новиков И.В. обращался в ТИК МО «город Десногорск» ДД.ММ.ГГГГ, которая была рассмотрена на заседании ДД.ММ.ГГГГ с участием заявителя (л.д. 56-57). Постановлением ТИК баннер с символикой политической партии «Единая Россия» (изготовлен ДД.ММ.ГГГГ и оплачен из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии «Единая Россия») был признан агитационным материалом, изготовленным без нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», при этом по поводу проверки изложенных в жалобе фактов, связанных с установкой баннера ТИК было направлено представление в ОМВД России по г. Десногорску для проведения проверки и принятия соответствующих мер (л.д. 57-59).

Согласно ответу руководителя Главного управления МЧС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной служебной проверки по обращению Новикова И.В. был установлен факт использования специального пожарного автомобиля не по назначению, допустившие нарушения лица привлечены к дисциплинарной ответственности (л.д. 21). Данный ответ имелся в распоряжении ТИК, что сторонами не оспаривалось.

Постановлением и.о. дознавателя ОМВД по г. Десногорску от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по факту размещения баннера на торце <адрес> третьем микрорайоне <адрес> было отказано по п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления). л.д. 61-62, 63.

Избирательной комиссией жалоба Иванова И.В. была рассмотрена ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц с участием заявителя Новикова И.В., а затем ДД.ММ.ГГГГ на заседании избирательной комиссии <адрес>, на которое он был приглашен в ходе заседания рабочей группы.

Принятым по результатам рассмотрения жалобы Новикова И.В. постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его жалобы было отказано. Согласившись с постановлением ТИК, избирательная комиссия области указала, что при изготовлении и распространении данного агитационного материала на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва были соблюдены все условия, предусмотренные ст. 61 Федерального закона № 51-ФЗ (л.д. 64-66).

В то же время, при рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ жалобы Новикова И.В. избирательной комиссией <адрес> постановлением данный баннер был признан агитационным печатным материалом на выборах Президента Российской Федерации, изготовленным и распространенным с нарушением положений п. 2, 3, 5, 6 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ и п. 2, 3, 5, 6 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». По указанным фактам нарушений избирательной комиссией было принято решение о направлении представления в Управление Министерства внутренних дел по <адрес> для принятия мер по пресечению распространения данного агитационного печатного материала и привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 65-69). По результатам проведенной органами полиции проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, в отношении руководителя
исполнительного комитета СРО ВПП«Единая Россия» Корнеева И.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ (изготовление или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах). л.д. 70.

ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией области направлен ответ Новикову И.В., содержащий соответствующие разъяснения обо всех принятых ею в отношении изготовления и размещения вышеуказанного баннера политической партии «Единая Россия» решений.

Условия выпуска и распространения агитационных материалов установлены ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ.

Подпунктом «а» п. 7 ст. 48 вышеуказанного Федерального закона установлен запрет на проведение предвыборной агитации и распространение агитационного материала федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, а также государственными и муниципальными служащими.

Направление избирательной комиссией области, а также ТИК представлений в правоохранительные органы по факту незаконной установки баннера с целью проверки нарушений закона с последующим пресечением выявленных нарушений закона и привлечением виновных лиц к ответственности осуществлено в соответствии с полномочиями, предоставленными п.5 ст. 20, п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ.

При этом исполнение избирательной комиссией возложенной на нее в силу прямого указания в Законе (п. 8 ст. 56 ФЗ) обязанности по обращению в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ в случае распространения агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6,8 и 10 ст. 54 Федерального закона, не свидетельствует об уклонении избирательной комиссией от рассмотрения жалобы заявителя и оценке заявленных им доводов.

Поскольку решения ТИК и избирательной комиссией области были приняты в соответствии с требованиями Закона и в рамках предоставленной ими компетенции, оснований для признания решения избирательной комиссии области по вышеуказанной жалобе Новикова И.В. судом не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию поступила жалоба
Новикова И.В., датированная ДД.ММ.ГГГГ, на нарушение избирательных прав, а именно, на использование в ходе предвыборной агитации по выборам Президента РФ агитационных материалов иной избирательной кампании, не оплаченных из средств избирательного фонда кандидата в Президенты РВ от политической партии «Единая Россия» (о размещении баннеров Всероссийской политической партии«Единая Россия» в муниципальном образовании «город Десногорск» и других муниципальных образованиях области), и бездействие ТИК, постановление которой просит отменить (л.д. 72-73).

В тот же день избирательной комиссией в адрес заявителя было направлено
уведомление о дате и месте рассмотрения указанной жалобы с просьбой
представить имеющиеся у заявителя доказательства в обоснование фактов
размещения баннеров (с указанием мест их расположения), а также запросы о предоставлении пояснений в ТИК МО «город Десногорск» и руководителю
Регионального исполнительного комитета Смоленского регионального отделения
Всероссийской политической партии «Единая Россия» Корнееву И.В. (л.д. 74-75,77).

С жалобой аналогичного содержания Новиков И.В. обращался в ТИК МО «город Десногорск» ДД.ММ.ГГГГ, которая была рассмотрена на заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80-83). Заявитель был приглашен на заседание, но не участвовал. Постановлением ТИК штендеры политической партии «Единая Россия» с надписью «Возрождение Смоленщины - это наша победа», размещенные на территории г. Десногорска, признаны агитационным печатным материалом, изготовленным и распространенным на выборах Президента Российской Федерации с нарушением требований п. 2, 3, 5, 6 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 2, 3, 5, 6 ст. 55 Федерального закона № 19-ФЗ, а также принято решение в силу п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ о направлении представления в ОМВД по городу Десногорску для принятия мер по пресечению распространения данного агитационного материала и привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 79, 83).

Из поступивших на запросы ответов следовало, что демонтаж агитационных
материалов, в том числе и размещенных на территории муниципального образования «город Десногорск», был произведен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76, 78).

Избирательной комиссией Смоленской области жалоба Новикова И.В. была рассмотрена на заседании ДД.ММ.ГГГГ, на которое был приглашен заявитель. Избирательная комиссия области согласилась с выводами ТИК о признании указанных штендеров, размещенных на территории г. Десногорска, агитационным материалом, изготовленным и размещенным с нарушением Федерального закона № 67-ФЗ и Федерального закона № 19-ФЗ. При принятии решения комиссией учтено, что ТИК в соответствии с предоставленными п.5 ст. 20 ФЗ № 67-ФЗ полномочиями в ОМВД по г. Десногорску направлено представление для принятия мер по пресечению распространения данного агитационного материала и привлечения виновных лиц к ответственности в
соответствии с законодательством РФ; учтена предоставленная руководителем Регионального исполнительного комитета Смоленского регионального отделения Всероссийской политической партии«Единая Россия» информация о демонтаже указанных агитационных материалов; учтено отсутствие фактов, подтверждающих размещение штендеров на территории иных муниципальных образований Смоленской области. С учетом данных обстоятельств избирательной комиссией области было принято постановление об отказе в удовлетворении жалобы Новикова И.В. на нарушение избирательного законодательства (л.д. 84-85).

Одновременно, данным постановлением в целях пресечения нарушения избирательного законодательства территориальным избирательным комиссиям муниципальных образований Смоленской области в соответствии с установленными подп. 17 п.1 ст. 21 Федерального закона № 19-ФЗ полномочиями предписано обеспечить осуществление контроля за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации на
соответствующей территории; о фактах размещения в период избирательной
кампании по выборам Президента РФ на территории
соответствующих муниципальных образований области агитационных
материалов, изготовленных и размещенных на выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, и принятых
по данным фактам решениях проинформировать избирательную комиссию
Смоленской области. Обращено внимание региональных отделений политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ,
на недопустимость нарушений Федерального закона № 19-ФЗ
связанных, в том числе, с размещением на территории Смоленской области в период
этой избирательной кампании агитационных печатных материалов, изготовленных и размещенных на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Учитывая, что решение ТИК принято в соответствии с требованиями Закона и в рамках предоставленной компетенции, оснований для отмены его вышестоящей избирательной комиссией не имелось. Решение избирательной комиссией области, изложенное в п. 2,3 и адресованное ТИК муниципальных образований <адрес> и руководителям региональных отделений политических партий принято в соответствии с предоставленными подп. 17 ст. 20 Федерального закона № 19-ФЗ и п. 10 «а» ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ полномочиями в целях обеспечения контроля за соблюдением избирательных прав. Объективных данных о том, что указанные баннеры на территории области не были демонтированы, на момент принятия данного решения избирательной комиссии не имелось.

ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией области направлен ответ Новикову И.В., содержащий соответствующие разъяснения о принятых комиссией решениях. (л.д. 87-88).

Регламентом избирательной комиссии Смоленской, утвержденным постановлением избирательной комиссии Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена возможность создания рабочих групп для обеспечения эффективной работы и выработки оптимальных решений избирательной комиссией Смоленской области (п. 44).

Постановлением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в избирательной комиссии Смоленской области сформирована рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц.

Федеральным законом № 67-ФЗ и Регламентом избирательной комиссии установлено, что все обращения о нарушении избирательного законодательства, поступившие в избирательную комиссию в период подготовки и проведения выборов, в обязательном порядке рассматриваются на заседании избирательной комиссии Смоленской области и решения по ним принимаются избирательной комиссией Смоленской области.

При этом решения рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц не имеют юридической силы и несут для избирательной комиссии Смоленской области рекомендательный характер.

Нарушений в части приглашения при рассмотрении жалобы Новикова от ДД.ММ.ГГГГ заявителя на заседание комиссии не установлено. Положениями п. 12 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрена обязанность комиссии пригласить заявителя при рассмотрении его жалобы именно на заседание комиссии, а не на ее рабочие группы (как формы работы).

ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию области поступила жалоба Новикова И.В., датированная ДД.ММ.ГГГГ, на нарушение избирательных прав, а именно, на размещение на территории г. Десногорска на автодороге между автозаправочной станцией и стадионом в 3-м микрорайоне агитационных материалов - стационарных штендеров (портрета кандидата в Президенты РФ от политической партии «Единая Россия» и плаката с символикой политической партии «Единая Россия»), распространенных с нарушением Федерального закона № 67-ФЗ и Федерального закона № 19-ФЗ, и бездействие ТИК МО «город Десногорск» Смоленской области, не принявшей мер по его жалобе к их демонтажу (л.д. 89-92). Данная жалоба также содержала указание на то, что заявитель о дате заседания при рассмотрении его жалобы проинформирован не был, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В связи с поступившей жалобой избирательная комиссия области запросила в ТИК соответствующие пояснения.

Как установлено, с жалобой аналогичного содержания Новиков И.В. обращался ДД.ММ.ГГГГ в ТИК МО «город Десногорск», которая по результатам рассмотрения постановлением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ была оставлена без удовлетворения. Принятое постановление ТИК направлено прокурору г. Десногорска (л.д. 93-97).

При рассмотрении жалобы Новикова И.В. ТИК было установлено, что на участке автодороги между автозаправочной станцией и стадионом, напротив предприятия «Атомтранс» на столбах уличного освещения размещены штендеры с фотографиями Президента РФ ФИО9, Премьер-министра РФ ФИО10, гебернатора Смоленской области ФИО11, а также с символикой политической партии «Единая Россия» (л.д. 98-100). Указанные печатные материалы информационной составляющей не имеют, ТИК агитационным печатным материалам на период выборов Президента РФ не признаны. Согласно ответу ОАО «Атомтранс» на запрос ТИК установка данных штендеров вдоль стадиона была осуществлена по инициативе коллектива Общества и приурочена к встрече гостей на 30-ю Спартакиаду трудящихся Смоленской области (л.д. 103).

Жалоба Новикова И.В. избирательной комиссией Смоленской области была рассмотрена на заседании ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения вынесено постановление об оставлении жалобы без удовлетворения.

При принятии решения комиссией была принята во внимание предоставленная ТИК информация, заслушаны пояснения председателя ТИК ФИО12 Комиссией было учтено, что указанные материалы не содержат признаков предвыборной агитации и размещены задолго до избирательной кампании по выборам Президента РФ (л.д. 106, 227-230).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П разъяснил, что "критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов". В Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации, в том числе об имевших место агитационных призывах голосовать за или против кандидата или о других агитационных действиях без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели, наличие либо отсутствие которой во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменителями при оценке ими тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации.

Как установлено по делу печатный материал, размещенный на баннерах (л.д. 99-100), хотя и адресован неопределенному кругу лиц, указаний о предстоящих выборах, призывов голосовать и вообще текстового сопровождения, а также информацию о деятельности изображенного на баннере лица не содержит. Данные материалы были размещены задолго до выборов.

С учетом вышеприведенного указанные баннеры не содержат информации, подпадающей под действие п. 1 и 4 ст. 2, п.2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 49 Федерального закона № 19-ФЗ т.е. агитационными не являются.

При данных обстоятельствах решение избирательной комиссии области, принятое по жалобе Новикова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, следует признать законным, оснований для его отмены судом не установлено.

Пунктом 12 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители.

Согласно протоколу заседания избирательной комиссии области от ДД.ММ.ГГГГ на заседании был заслушан председатель ТИК МО «город Десногорск» ФИО12, который пояснил, что членами комиссии предпринимались попытки известить Новикова И.В. по мобильному телефону о дате заседания 10 февраля, но дозвониться до него не смогли.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что избирательной комиссией области данные обстоятельства были расценены как неизвещение заявителя. Председателю ТИК было указано на необходимость письменного извещения (л.д. 229).

О дате заседания избирательной комиссии области по его жалобе, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, Новикову И.В. ДД.ММ.ГГГГ было направлено письменное сообщение по почте (л.д. 109-110).

При этом Федеральный закон № 67-ФЗ не содержит указание на способ извещения, а также на необходимость письменного подтверждения вручения почтовой корреспонденции.

Учитывая, что отмене подлежит лишь решение комиссии противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции (п. 11 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ), само по себе не извещение заявителя о времени рассмотрения его жалобы не свидетельствует о незаконности принятого решение, а поэтому оснований для отмены решения ТИК по данным обстоятельствам у избирательной комиссии не имелось. Решение избирательной комиссии области при данных обстоятельствах следует признать законным.

Реализация и защита избирательных прав избирательными комиссиями осуществляется исключительно в пределах предоставленных им Законом полномочий, т.е. способами, прямо предусмотренными законом.

Нормами Федерального закона № 67-ФЗ на избирательные комиссии возложена обязанность по направлению ответов на обращения граждан о нарушении избирательных прав (п.4 ст. 20 ФЗ), направление принятых по заявлениям граждан постановлений комиссий Законом не предусмотрено.

Нормы Федерального закона не противоречат положениям ч.2 ст. 24 Конституции РФ, гарантирующей возможность ознакомления лица с документами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Положения Конституции РФ безусловную обязанность комиссий по направлению решений избирательных комиссий по жалобам не содержит.

В этой связи доводы Новикова И.В. о незаконности действий избирательной комиссии области в связи с ненаправлением ему принятых по его жалобам постановлений суд находит несостоятельными и основанными на неправильном применении норм права.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию поступило письменное заявление Новикова И.В. о незамедлительном ознакомлении со всеми материалами по его жалобам в отношении ТИК г. Десногорска (л.д. 108). По данному обращению заявителю комиссией ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с разъяснениями о том, когда заявитель может ознакомиться с ними. (л.д. 109).

ДД.ММ.ГГГГ Новиков И.В. был ознакомлен со всеми материалами избирательной комиссии Смоленской области по его жалобам, поступившим от него в период подготовки и проведения выборов Президента РФ. Таким образом, избирательной комиссией области было обеспечено право заявителя на ознакомление с материалами по его жалобам.

Приведенные Новиковым И.В. доводы о нарушении его прав, выразившихся в том, что избиркомом, в том числе лично председателем комиссии Медведевым В.В. в ходе устного обращения заявителя не на личном приеме, было отказано в незамедлительном ознакомлении с материалами, т.е. в тот же день, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Аналогичные правила установлены пунктами 5.11, 10.5 Инструкции по делопроизводству в избирательной комиссии Смоленской области, утв. постановлением избирательной комиссии области от ДД.ММ.ГГГГ , а также Приложением к Инструкции (л.д. 153-208).

Предусмотренный Федеральным законом пятидневный срок рассмотрения обращений граждан к данным правоотношениям не применим, поскольку данное обращение не является заявлением о нарушении закона.

Таким образом, обязанность по незамедлительному исполнению требований, содержащихся в обращении, а также устный характер обращений с данными требованиями, действующим законодательством не предусмотрены.

В ходе судебного разбирательства ответчиком представлены копии поступивших в избирательную комиссию области жалоб Новикова И.В. и копии документов, связанных с их рассмотрением, копии постановлений избирательной комиссии (л.д. 55-109), с которыми, как следует из пояснений истца, он был ознакомлен.

Согласно утвержденной постановлением избирательной комиссии области от ДД.ММ.ГГГГ Номенклатуре дел избирательной комиссии, п. 13.2 Инструкции по делопроизводству обращения, связанная с ними переписка, а также постановления избирательной комиссии оформляются в дела разной номенклатуры (л.д. 119-122). В связи с чем, по утверждению представителя ответчика, документы для ознакомления были представлены в копиях; не отрицает, что копия постановления избирательной комиссии области по жалобе заверена не была, однако, заявитель на необходимость такого заверения не настаивал.

С учетом вышеприведенного нарушения прав истца при ознакомлении с материалами по его жалобам судом не установлено, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Таким образом, исковые требования Новикова И.В. на решения и действия избирательной комиссии области удовлетворению не подлежат ввиду их необоснованности.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

     

РЕШИЛ:

Исковые требования Новикова И.В. к избирательной комиссии Смоленской области о признании решений и действий незаконными оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

                 Председательствующий        подпись                      О.В. Космачева

                  Копия верна                                                                О.В. Космачева