о перерасчете компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности по выплате компенсации



                                                                                                                                         Дело № 2-1322/ 12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.

при секретаре                                  Козлове П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева А.М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возмещении вреда здоровью,

установил:

Токарев А.М. обратился в суд с иском (в редакции уточненных требований) к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете и индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда, ссылаясь на то, что является инвалидом <данные изъяты> вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, получателем денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Указал, что имеет право на получение суммы в возмещение вреда здоровью, исчисленной из твердой денежной суммы с применением соответствующих индексов роста прожиточного минимума для пенсионеров по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком индексация суммы в возмещение вреда здоровью произведена не в полном объеме (л.д. 21).

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Новиков И.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Лавриненкова А.И. исковые требования не признала по тем основаниям, что выплата компенсации в возмещение вреда здоровью производится Токареву А.М. в установленном законом порядке. Поддержала представленные возражения на иск.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривается возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В последующем в законодательство были внесены изменения и п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - <данные изъяты>., инвалидам II группы - <данные изъяты> инвалидам III группы - <данные изъяты> а, не исходя из заработка.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 или п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме.

Судом установлено, что Токарев А.М. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ Токарев А.М. был признан инвалидом третьей группы, инвалидность была установлена ему до ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ истцу была определена степень утраты трудоспособности 40% сроком ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Токареву А.М. установлена 2 группа инвалидности ДД.ММ.ГГГГ, затем бессрочно; степень утраты трудоспособности определена 80 % ДД.ММ.ГГГГ, затем бессрочно.

Токареву А.М. органами социальной защиты населения была назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда, с ДД.ММ.ГГГГ в твердой денежной сумме из расчета базовой суммы в <данные изъяты>. как инвалиду 3 группы. Решением Угранского районного суда Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ данная денежная сумма проиндексирована исходя из уровня роста прожиточного минимума в Смоленской области (л.д. 16). С января 2005 года истцу как инвалиду 2 группы назначена выплата в возмещение вреда здоровью из расчета базовой суммы в <данные изъяты>., проиндексированной исходя из уровня инфляции, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год.

Согласно представленной ответчиком справке от ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Токареву А.М. составил: ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

Гражданам, получавшим суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечивается возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности в связи с причиненным повреждением здоровья, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда.

Вступивший в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от 12.02. 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установил новый критерий индексации указанных выплат - ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту прожиточного минимума по Российской Федерации.

В постановлении Конституционного суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ в связи с признанием не соответствующей Конституции РФ ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч.3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом РФ было указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П).

По смыслу части третьей статьи 2 вышеуказанного Федерального закона от 12.02. 2001 года N 5-ФЗ, предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы данным Постановлением Конституционного Суда РФ на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7, индекс роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, подлежащий применению с ДД.ММ.ГГГГ, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров субъекта РФ ДД.ММ.ГГГГ к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров данного субъекта РФ за <данные изъяты>

Данное правило применимо и к расчету индексов изменения прожиточных минимумов, подлежащих применению с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные в соответствии с нормами действующего законодательства, индексируются с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в ДД.ММ.ГГГГ размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и последующими ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

С применением данной индексации и были установлены выплаты Токареву А.М. в возмещение вреда здоровью ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы.

В соответствии с произведенным истцом расчетом ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с применением индекса роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ за период ДД.ММ.ГГГГ (1,644; 1,229; 1,2) размер выплаты составит сумму: ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. (л.д. 22).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ N 364-О, при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Между тем, при сопоставлении компенсационных сумм ДД.ММ.ГГГГ рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах РФ, судом установлено, что применение нового критерия индексации (уровня инфляции) компенсационных выплат Токареву А.М. приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации).

В этом случае надлежит исходить из необходимости применения за спорный период благоприятного для получателя указанных выплат критерия их индексации.

При таких обстоятельствах право Токарева А.М. на выбор более благоприятного для него механизма индексации нарушено.

С учетом вышеприведенного, а также исходя из принципа полного возмещения вреда истцу следует произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ сумма с учетом роста прожиточного минимума в Смоленской области - коэффициентов 1.644; 1.229; 1.2; с 2005 года с учетом индексов инфляции - 1.11, 1.09, 1.08, 1,105, 1,13, 1,1, 1,065, 1,06. Указанные коэффициенты и индексы инфляции сторонами не оспариваются.

По представленному расчету ответчик обязан установить истцу к выплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. исходя из расчета: <данные изъяты> х 1.644 х 1.229 х 1.2 х 1.11 х 1.09 х 1.08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 х 1,06.

По расчету, который не оспаривается сторонами, размер недополученной Токаревым А.М. суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом выплаченных ежемесячных сумм в возмещение вреда составил <данные изъяты> (л.д.21)

В этой связи в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности в возмещение вреда в размере <данные изъяты> за период с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для производства индексации сумм в возмещения вреда в соответствии с приведенными индексами суд находит несостоятельными, поскольку ежегодная индексация указанных выплат органами социальной защиты населения не осуществлялась в полном объеме.

Ответственность по индексации и выплате суммы возмещения вреда несет Департамент Смоленской области по социальному развитию, на который возложена обязанность по осуществлению социального обеспечения лиц из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу истца расходы на участие представителя, разумные пределы которых с учетом сложности дела и временных затрат, судом определяются в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести Токареву А.М. перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установив с ДД.ММ.ГГГГ к выплате сумму в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Токарева А.М. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> коп. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Токарева А.М. расходы на оплату услуг представителя в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Смоленской областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий                    О.В. Космачева