об отмене решения об исключении из сводного списка вынужденных переселенцев



                                               Дело № 2-946/12

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2012г.                          г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи      Киселева К.И.

при секретаре     Гуренковой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татьяненко Н.П. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Смоленской области, Администрации муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области об оспаривании решения о лишении статуса вынужденного переселенца,

У С Т А Н О В И Л :

Татьяненко Н.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ДД.ММ.ГГГГ получила статус вынужденного переселенца, который впоследствии был неоднократно продлен. Однако, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ общежитие в г.Ярцево, в котором ей была предоставлена комната для временного проживания, переведено в категорию многоквартирного дома, она была исключена из сводного списка на получение постоянного жилья по мотиву утраты статуса вынужденно переселенца.

Указанное решение полагает неправомерным, поскольку комната в общежитии обременена правами иных лиц, в связи с чем, факт перевода домостроения в иной статус, нежели общежитие, по сути, является формальным и не порождающим для нее правовых последствий в виде возможности пользоваться жильем. Соответственно, лишение статуса вынужденного переселенца, производное от позиции Управления ФМС по Смоленской области о ее обеспеченности жильем не является основанным на законе.

    Представители УФМС России по Смоленской области Кирпичев В.В. и Власова Н.А. иск не признали, указав, что отказ в продлении истице статуса вынужденного переселенца является правомерным в связи с утратой общежитием, в котором пребывала истица, соответствующего статуса и возникновения у нее в отношении объекта недвижимости прав, производных от положений о социальном найме жилья.

Представитель Администрации МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Возражений по иску не представлено.

    Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

    В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1, в редакции от 01.07.2011г. "О вынужденных переселенцах", статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно пп.2 п.2 ст.9 закона, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п.4 ст.5 настоящего Закона.

Подп. «б» п.40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000г. №845, установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма.

Статьей 6 Закона предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

В силу приведенной нормы закона государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

      По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Татьяненко Н.П. приобрела статус вынужденного переселенца, который впоследствии неоднократно продлевался, последний раз - ДД.ММ.ГГГГ.

      С ДД.ММ.ГГГГ. истица состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Ярцево, с ДД.ММ.ГГГГ была включена в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

       Решением жилищной комиссии Администрации МО Ярцевский район Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. истице предоставлена комната площадью <данные изъяты> в общежитии по адресу<адрес> Постановлением Администрации МО Ярцевское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ. здание указанного общежития переведено в категорию многоквартирных жилых домов.

       Имевшее место ДД.ММ.ГГГГ. обращение Татьяненко Н.П. в Администрацию МО с заявлением о возможности заключения договора социального найма на занимаемое жилое помещение, положительного результата не принесло. Соотвествующая сделка оформлена не была, что не являлось спорным по делу.

      При этом, из копии финансового лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в комнате <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ - Татьяненко Н.П., с ДД.ММ.ГГГГ. - К.В.М.. (койко-место), с ДД.ММ.ГГГГ. - П.В.М.. (койко-место).

        ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФМС России по Смоленской области принято решение в соответствии с которым, Татьяненко Н.П. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по мотиву отсутствия обстоятельств, препятствующих обустройству на новом месте жительства, (проживание в жилом помещении муниципального жилищного фонда (постоянное жилье), не предоставлены документы, подтверждающие проживание во временном жилье (договор найма временного жилья, договор поднайма, договор аренды или др.).

       Решением межведомственной комиссии Администрации МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области по реализации мероприятий Подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного постановлением Администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ , Татьяненко Н.П. исключена из числа участников Подпрограммы.

         

        В силу п.1 ч.2 ст.65 Жилищного Кодекса РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю жилое помещение, свободное от прав третьих лиц.

         Федеральное законодательство определяет место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п.1 ст.20 Гражданского Кодекса РФ), поскольку именно с местом жительства связывается, как правило, реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязанностей, возложенных на него законом либо договором, то есть, предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008г. №7-П).

         Таким образом, регистрация лица в жилом помещении по месту жительства является подтверждением наличия у этого лица права пользования указанным жилым помещением до тех пор, пока иное не установлено в предусмотренном законом порядке.

          Как следует из вышеизложенного, в занимаемом истицей жилом помещении зарегистрированы по месту жительства иные, посторонние для нее лица, что исключает для последней возможность заключения договора социального найма в отношении указанного жилого помещения и, следовательно, обустройству вынужденного переселенца на новом месте жительства. Регистрация Татьяненко Н.П. в данном жилом помещении в сложившейся ситуации не подтверждает наличия у нее права беспрепятственного пользования этим жилым помещением в полном смысле, как это предусматривает закон.

         При таких обстоятельствах, суд отмечает, что истица неправомерно лишена статуса вынужденного переселенца, в связи с чем, действия Управления ФМС России по Смоленской области по ее исключении из сводного списка вынужденных переселенцев на получение постоянного жилья признаются незаконными, решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Татьяненко Н.П. отменяется, с возложением на УФМС России по Смоленской области обязанности по восстановлению истице статуса вынужденного переселенца.

Оснований для отдельной правовой оценки суждений Татьяненко Н.П. о необходимости возложения на Администрацию МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области обязанности отозвать из УФМС по Смоленской области ранее направленное письмо о получении жилья, а также оформить договор временного пользования комнатой, а на УФМС - обязанности направить соответствующие сведения в Департамент Социального развития Смоленской области, не имеется. Отмена судом решения Управления ФМС России по Смоленской области об исключении истицы из сводного списка вынужденных переселенцев на получение постоянного жилья уже повлекла приведение сторон спорных правоотношений в положений существовавшее до принятия оспариваемого истицей решения УФМС и в полной мере позволяет Татьяненко Н.П. восстановить охраняемые законом права.

Ссылки представителей ответчика на обстоятельства пользования Татьяненко Н.П. иным жильем в период предшествующий занятию истицей комнаты площадью <данные изъяты> в общежитии по адресу: <адрес>, не являются юридически значимыми, поскольку предметом спора являются иные основания, повлекшие утрату Татьяненко Н.П.статуса вынужденного переселенца.

Доводы ответчика о потенциальной возможности истицы решить вопрос о снятии иных лиц с регистрационного учета в комнате в другом судебном процессе, как основание для отказа в иске, не может быть принято во внимание. Отмеченное суждение является субъективной оценкой стороны спора обстоятельств дела. Между тем, как уже отмечалось, изначальная постановка иных лиц на регистрационный учет в комнату занятую впоследствии истицей, исключает возможность констатации отсутствия обременения у данного объекта недвижимости.

           Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области по исключению Татьяненко Н.П. из сводного списка вынужденных переселенцев на получение постоянного жилья, отменив решение Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Татьяненко Н.П.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Смоленской области восстановить Татьяненко Н.П. статус вынужденного переселенца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Судья                                      Киселев К.И.