ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2012г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Барашковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, у с т а н о в и л : Изотова С.С. обратилась в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, сославшись на необоснованный отказ ответчиков в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка №<данные изъяты> в пос. <данные изъяты> г.<данные изъяты>, указав, что уполномоченным органом (Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области) ей разрешено формирование названного участка земли для его последующего бесплатного предоставления в собственность истицы, права на который она не может реализовать по причине неправомерных действий (бездействия) упомянутого Управления, ссылающегося на невозможность предоставления Изотовой этого участка по причине его расположения в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) предприятий и производственных объектов, в которой размещение жилой застройки не допускается. Изотова С.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, допускающей осуществление индивидуального жилищного строительства; санитарно-защитная зона каких-либо близлежащих предприятий и производственных объектов в установленном порядке не установлена, ее границы не определены. К тому же сами такие объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в непосредственной близости от испрашиваемого участка не функционируют. Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений на иск не представили. По правилам ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства. Третье лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО «Теллура», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили. В представленном отзыве на иск упомянутый Департамент, признавая право Изотовой на предоставление в собственность указанного участка земли, против удовлетворения заявленных истицей требований не возражал (л.д.34-35). Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «Смоленский авиационный завод» Синяпкин Е.Ю. в судебном заседании указал на обоснованность иска, сославшись на то, что принадлежащих обществу вредных производственных объектов вблизи испрашиваемого Изотовой С.С. участка земли не располагается. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона). В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Исходя из положений п.п.1.2, 2.3, 3.4 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29.01.2010 №136-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляется через структурное подразделение Администрации г.Смоленска - Управление архитектуры и градостроительства, а уполномоченным должностным лицом на утверждение схемы расположения или отказ в утверждении схемы расположения является заместитель Главы города Смоленска, курирующий вопросы градостроительства города. В числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска и другим нормативным документам, определяющим расположение, конфигурацию, размер, другие характеристики и порядок пользования участком. В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. По делу установлено, что проживающая в г.<данные изъяты> Изотова С.С., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка по пер. <данные изъяты> г.<данные изъяты> (л.д.8, 18). Письменным отношением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истице в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 предложено представить в названный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и не более <данные изъяты> кв.м. (л.д.17). Исполняя данные указания Департамента, за счет Изотовой ООО «<данные изъяты>» подготовлена упомянутая выше схема, в согласовании которой письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый истицей земельный участок №<данные изъяты> в пос. <данные изъяты> г.<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. расположен в границах санитарно-защитной зоны предприятий и производственных объектов, в которой в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, запрещается осуществление жилой застройки (л.д.23-25). Между тем, названная схема согласована с филиалом ОАО «<данные изъяты>» и СМУП «<данные изъяты>» (л.д.29-30). По делу также видно, что предоставляемый Изотовой С.С. уполномоченным органом земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 находится в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), градостроительный регламент которой разрешает строительство индивидуальных жилых домов (л.д.41). Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах. В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства.Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ.В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В силу п.п.2.1-2.3, 4.1-4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. Согласно письмам Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый Изотовой С.С. земельный участок частично расположен в границах нормативно установленной (определенной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска) санитарно-защитной зоны производственных объектов ОАО «Смоленский авиационный завод» (л.д.41-42, 44-49, 68), Вместе с тем, санитарно-защитная зона предприятий и производственных объектов, в пределах которой испрашивается истицей земельный участок, в установленном законодательством порядке не установлена, ее границы не определены. Данные о наличии такой СЗЗ в районе упомянутого земельного участка в Управлении Роспотребнадзора по Смоленской области отсутствуют (л.д.26-27, 39). Исходя из объяснений представителя ОАО «Смоленский авиационный завод» принадлежащих обществу вредных производственных объектов вблизи указанного участка земли не располагается. Как следует из письменного отношения названного Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, производство кирпича согласно п.7.1.4 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится к 3-му классу опасности, для которого определен ориентировочный размер СЗЗ, равный 300 м. (л.д.39). Однако, по утверждению истицы в пределах 300-метровой зоны от испрашиваемого ею земельного участка никаких производственных объектов и предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не находится; спорный участок расположен рядом с предоставленными под ИЖС третьим лицам участками земли; доказательств обратного ответчиками в ходе судебного разбирательства не представлено. При разрешении спора суд отмечает, что действие установленных ПЗЗ г.Смоленска ограничений использования расположенного в территориальной зоне Ж1 земельного участка для ИЖС в связи с нахождением последнего в нормативно определенной, но не установленной в соответствии с действующим санитарным законодательством СЗЗ, возможно лишь при наличии достоверных и неопровержимых данных о наличии и функционировании в районе соответствующего земельного участка вредного объекта либо производства. Таким образом, в отсутствие установленных границ СЗЗ вопрос о возможности осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном участке земли должен разрешаться исходя из совокупности объективных и достоверных данных о том, что соответствующая производственная деятельность оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух (до значений, установленных гигиеническими нормативами) и создает риск для здоровья населения при эксплуатации объекта в штатном режиме в пределах территории испрашиваемого участка земли. Однако такие убедительные и неоспоримые доказательства в ходе рассмотрения дела суду ответчиками не представлены; данные о наличии вблизи испрашиваемого Изотовой С.С. участка земли каких-либо вредных производственных объектов, нестабильности работы этих объектов, а также о том, что ОАО «Смоленский авиационный завод» в соответствующем районе ведется в настоящее время производственная деятельность, связанная с превышением допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, оснований для ограничения прав истицы на льготное получение в собственность спорного земельного участка, по мнению суда, не имеется. При этом, учитывается и то обстоятельство, что уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком орган (Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области) признал возможность предоставления Изотовой С.С. данного участка в собственность для ИЖС, не установив при разрешении соответствующего вопроса каких-либо ограничений для использования участка в этих целях. При таком положении, суд удовлетворяет заявленные исковые требования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска согласовать, а Администрацию г.Смоленска - утвердить подготовленную ООО «<данные изъяты>» схему расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность ФИО2 земельного участка №<данные изъяты> в пос. <данные изъяты> г.<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья А.В.Кудряшов