об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности, освобождении от уплаты страховых взносов



                                              Дело № 2-2104/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2012 года                                                                                                           г. Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре                                  Калининой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой Ю. И. к ГУ -управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска об освобождении от уплаты страховых взносов на период, в течение которого не осуществлялась предпринимательская деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет,

у с т а н о в и л:

Миронова (ранее - Тимофеева) Ю.И. обратилась в суд с иском к ГУ-управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска об освобождении от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере, определяемом из стоимости страхового года, на период, в течение которого ею не осуществлялась предпринимательская деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет - ДД.ММ.ГГГГ указав, что являлась индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ родила дочь У. В соответствие с уведомлением ИФНС России по г. Смоленску она ДД.ММ.ГГГГ снята с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствие с прекращением осуществления видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Миронова Ю.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ГУ- управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска Григорьева М.В. иск не признала, указав, что обязанность по уплате страховых взносов у истца возникла как у предпринимателя, статус индивидуального предпринимателя истцом в ДД.ММ.ГГГГ не был утрачен, прекращение истцом предпринимательской деятельностью подтверждается записью в ЕГРИП лишь с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в Пенсионный фонд с заявлением об освобождении ее Мироновой Ю.И. от уплаты страховых взносов на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, необходимые документы не представила.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного их родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В судебном заседании установлено, что истец была зарегистрирована в ИФНС России по г. Смоленску в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с М.. После заключения брака ей присвоена фамилия Миронова (л.д.26). ДД.ММ.ГГГГ Миронова Ю.И. родила дочь У. период с 24.04.2010 г. по 24.10.2011 г. Миронова Ю.И. осуществляла уход за ребенком. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ М. работал в ООО «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> отпуск по уходу за ребенком У. ДД.ММ.ГГГГ не оформлял и пособие по уходу за ребенком до полутора лет не получал. В соответствие с уведомлением <данные изъяты> Миронова Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствие с прекращением осуществления видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Миронова Ю.И. обратилась в ГУ- управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска с заявлением об освобождении ее от уплаты страховых взносов на период приостановления осуществления предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

ГУ- управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска со ссылкой на непредставление полного пакета документов в удовлетворении заявления Мироновой Ю.И. в перерасчете подлежащей уплате суммы страховых взносов за период приостановления осуществления предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет отказало (л.д.9-10). В письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ перерасчете суммы страховых взносов ГУ- управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска ссылалось на то, что для освобождения от уплаты страховых взносов, определяемых их стоимости страхового года, имеет правовое значение факт неосуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (л.д.9 обратная сторона).

Разъясняя конституционно-правовой смысл положений п.п. 1-3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в определении N 182-О от 12.05.2005 года, Конституционный Суд РФ, проанализировав положения Федерального закона "О трудовых пенсиях", а также Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан", (ранее - Федеральный закон "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву"), пришел к выводу о том, что определяя порядок выделения средств из федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные норм и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.

Исходя из этого, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в связи со вступлением в силу с 01.01.2010 года Федерального закона N 212-ФЗ порядок и условия возмещения из федерального бюджета страховых взносов за период осуществления предпринимателями отпуска по уходу за ребенком до полутора лет не изменились, суд приходит к выводу о том, что изложенная Конституционным Судом РФ в определении от 12.05.2005 года N 182-О правовая позиция распространяется и на правоотношения по уплате указанными лицами страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.

Таким образом, исходя из вышеизложенных норм права, следует, что в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не уплачиваются. Данная позиция, в частности, изложена в письме Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2011 года N 19-5/10/2-2767).

Освобождение истца Мироновой Ю.И. от уплаты страховых взносов обусловлено фактом нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком.

Ссылки ответчика на то, что истец в спорный период времени в установленном порядке не утратила статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязана представить копии отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации с отметкой о принятии, с учетом приведенной позиции, правового значения не имеют. При этом с учетом того, что освобождение истца от уплаты страховых взносов в данном случае обусловлено лишь фактом нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о получении истцом дохода от предпринимательской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ ответчик не лишен права предъявить к истцу требования об уплате страховых взносов за соответствующий период.

При изложенных обстоятельствах имеются все основания для удовлетворения иска.

          Руководствуясь ст. ст. 197, 199 ГПК РФ,

     

решил:

Обязать ГУ- управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска освободить Миронову (Тимофееву) Ю. И. от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере, определяемом из стоимости страхового года, на период, в течение которого ею не осуществляется предпринимательская деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий                                                      К.М. Макарова