о признании отказа в предоставлении земельного участка за плату незаконным, предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка



Дело № 2-2335/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего судьи Малиновской И.Э.

при секретаре                                                  Соловьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубасова В.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска о признании отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении земельного участка за плату незаконным, предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельных участков

установил:

Дубасов В.М. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении за плату дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане соответствующей территории изготовленные ИП К. Сославшись на то, что ему согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГпринадлежит на праве собственности недостроенный жилой <адрес> расположенный на земельном участке под ним площадью 1132 кв.м., который он продолжил использовать после приобретения недвижимости, однако при оформлении земельного участка и формировании его границ, часть земельного участка площадью свыше 800 кв.м. не согласовывалась Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, так как превышала 800 кв.м., в связи с чем за границей его участка оказалась пристройка к его жилому дому. С целью приобретения в собственность земельного участка обратился в Департамент, однако получил отказ в связи с имеющимися ограничениями максимальной площади в <данные изъяты> кв.м., а так же, что предоставление участка не возможно в виду его расположения в зоне многоэтажной застройки. В 2009 г. вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность участка, однако получил отказа в виду расположения участка в трех разных территориальных зонах. В 2011 г. вновь обратился с заявлением о предоставлении уже за плату земельного участка, и получил разрешение на его формирования, однако впоследствии данное разрешение было отозвано, в связи с наличием решения мирового судьи относительно данного участка. Отмечает, что наличием данного решения затрагиваются только его интересы и интересы Селедцова, спорный вопрос между ними разрешен, производство по принятому решению на стадии исполнительного производства прекращено, в связи с чем имеющиеся ранее препятствия отпали. Снова обратился в Департамент с просьбой о предоставлении в собственность за плату земельного участка, однако получил отказ ссылаясь опять-таки на решение мирового судьи, а так же рассмотрения заявления другого лица о предоставлении ему участка в границах испрашиваемого им (Дубасовым) земельного участка. Данный отказ считает незаконным, так как по существу отпали препятствия в предоставлении ему земельного участка, отказ считает надуманным, который не влияет на право формирования в собственность земельного участка, ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении земельного участка в собственность за исключением определенных случает к которым данный отказ не относится. Так ж в связи с тем, что оформление земельного участка в собственность без утверждения схемы расположения не возможен, при том, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации города отказано в согласовании схемы, просит утвердить представленную им схему расположения земельного участка, исполненную ИП Коротченков на кадастровом плане территории.

В судебное заседание Дубасов В.М. и его представители З. и З. поддержали первоначально заявленные требования, просили их удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области З. в иск просит отказать за не обоснованностью, в обоснование указав, что истцу обоснованно было отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков, учитывая, что имеется решение суда, которое до настоящее время не исполнено, в том числе на спорные участки претендует третье лицо, которому так же отказано в предоставлении, учитывая имеющиеся обстоятельства.

Представитель Администрации г.Смоленска - К.. в судебном заседании считая требования не обоснованными просила в иске отказать, указав, что при наличии имеющихся обстоятельств требования не обоснованы.

Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, извещенное о дате и времени рассмотрения дела в суд не явилось, своего представителя в суд не направило, возражений по существу заявленных требований не представило.

Заслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 «Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске», а именно п.6.1. предусмотрено, что в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются, в том числе для присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства (при наличии на смежном земельном участке жилого, дачного дома, находящегося в собственности заявителя), ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей (далее - присоединение к существующему землепользованию).

Постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 года № 690, Департамент имущественных отношений Смоленской области реорганизован в форме присоединения к нему Главного земельного управления Смоленской области переименованием в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, которому переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе - герое Смоленске.

По делу установлено, что Дубасов В.В. согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Н. приобрел недостроенный жилой дом, находящийся по адресу <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства и находящемся у Н. в бессрочном пользовании (л.д. 9).

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 110 заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений и Дубасовым В.М., последний за плату установленную договором <данные изъяты> руб. 76 коп. приобрел земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <адрес> (л.д. 10, 11, 13-14).

ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему дополнительно в собственность земельного участка <данные изъяты> кв.м. расположенного в <адрес>, однако письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении дополнительного земельного участка за плату в настоящее время отказано в связи с тем, что Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 года № 490 указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж3 (застройка многоквартирными многоэтажными (от 4 этажей и выше) жилыми домами). Основным видом разрешенного использования данной зоны является строительство жилых домов квартирного типа от 4 этажей без ограничения верхнего уровня этажности. При этом отмечено, что утверждение проекта границ и предоставление земельного участка в собственность возможно только после внесения соответствующих изменений в Правила землепользования в порядке ст. 33 Градостроительного кодека РФ. В настоящее время Департаментом направлено обращение в администрацию г.Смоленска о необходимости внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки г.Смоленска (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему дополнительно в собственность земельного участка, прилегающего к основному земельному участку расположенному <адрес>, письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении участка отказано в связи с тем, что Постановлением администрации Смоленской области от 19.03.2007г. №92 определен порядок организации и работы в соответствии с которым дополнительно в собственность за плату могут быть предоставлены земельные участки для присоединения к существующему землепользованию, ранее предоставленному в установленном порядке в целях последующего объединения со смежным землепользованием, кроме того участок не может превышать 400 кв.м. и не может быть самостоятельно использован для индивидуального жилищного строительства. Про данным информационной системы испрашиваемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах Ж3 (застройка многоквартирными многоэтажными жилыми домами), ОДЗ (зона науки и образования), П (зона производственных и коммунально-складских объектов I-V классов санитарной вредности. Градостроительный регламент указанных территориальных зон не предусматривает размещение на своей территории индивидуального жилищного строительства (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему дополнительно в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающего к основному земельному участку расположенному <адрес>, письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Дубасову В.М. разрешено формирование дополнительного земельного участка в пределах территории Ж4 и предложено в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти….» в срок до 31.07.2001 г. предоставить схему расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (л.д. 17).

Однако письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отозвано письмо от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении утвержденной администрацией г.Смоленска схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с обращением граждан о нарушении их законных прав при формировании земельного данного участка прилегающего к смежному землепользованию, расположенному в <адрес>. При этом отмечено, что согласно апелляционного решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.02.2011 г. на Дубасова возложена обязанность в течении 4-х месяцев с даты вступления решения в законную силу за свой счет провести работы по сносу самовольно возведенной постройки и перенести установленные ограждения земельного участка в соответствии с планом принадлежащего Дубасову земельного участка площадью 800 кв.м., которое до настоящего времени не исполнено.

Одновременно письмами Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Дубасову В.М. в утверждении и согласовании схем расположения земельных участков отказано, со ссылкой не возможности формирования, в связи с апелляционным решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.02.2011 г. по сносу самовольно возведенной постройки и переноса ограждений на испрашиваемых участках (л.д. 19, 20).

Так, согласно апелляционного решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.02.2011 г. на Дубасова В.М. возложена обязанность в течение 4 месяцев с даты вступления решения в законную силу за свой счет провести работы по сносу самовольно возведенной постройки, расположенной над первым этажом гаража -А, находящегося на земельном участке по адресу: <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива «Планета-2», принадлежащего С. и в течение 4 месяцев перенести установленные ограждения земельного участка в соответствии с планом принадлежащего Дубасову В.М. земельного участка площадью 800 кв.м с кадастровым номером 67:27:002 04 39:0002.

Решение вступило в законную силу с момента его принятия.

Впоследствии мировым судьей судебного участка №7 г.Смоленска 20.01.2012 г. утверждено мировое соглашение, в рамках указанного выше апелляционного решения, согласно которого на стадии исполнительного производства С. продает Дубасову В.М. земельный участок расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> в районе ГСК «<данные изъяты>», а так же расположенный на данном земельном участке гараж , а Дубасов В.М. покупает у С. указанные объекты недвижимости. С. отказывается от исковых требований к Дубасову В.М. об устранении препятствий в пользовании имуществом, сносе самовольной постройки в полном объеме (л.д. 30).

Согласно договора купли-продажи о ДД.ММ.ГГГГ за Дубасовым В.М. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок расположенный под гаражом по <адрес> в районе ГСК «<данные изъяты>», а так же согласно договора-купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на гараж расположенный по <адрес> в районе ГСК «<данные изъяты>» (л.д. 26-29).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства возбужденные на предмет исполнения апелляционного решения Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ прекращены в виду утверждения мировым судьей судебного участка №7 г.Смоленска 20.01.2012 г. мирового соглашения (л.д. 31, 32).

ДД.ММ.ГГГГ Дубасов В.М. вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему дополнительно в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающего к основному земельному участку расположенному <адрес>.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Дубасову В.М. было разъяснено, что земельный участок находящийся в его фактическом пользовании в силу закона подлежит освобождению и приведению в состояние пригодное для его дальнейшего использования. Вопрос о возможности предоставления может быть рассмотрен только после переноса установленных ограждений. При этом сообщено, что в Департаменте имеется заявление собственника соседнего земельного участка о предоставлении ему дополнительно земельного участка находящегося в границах испрашиваемого участка. Предложено для урегулирования сложившейся ситуации Дубасову и собственнику соседнего земельного участка прийти к соглашению об изменении конфигурации испрашиваемых участков (л.д. 33).

Статьей 85 ЗК РФ предусматривается, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Из материалов дела следует, что принадлежащий Дубасову В.М. на праве собственности земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», истребуемые им дополнительно земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. относится к категории земель населенных пунктов и являются смежными по отношению к основному участку принадлежащему Дубасову на праве собственности.

Цель предоставления дополнительных земельных участков не связана с новым строительством, спорные земельные участки подлежат присоединению к существующему (основному) для использования под жилым домом - в соответствии с ранее возникшими требованиями к функциональному назначению земельных участков (под жилым домом), т.е. сохранится в неизменном виде.

Согласно представленным суду доказательствам Дубасов В.М. пользуется истребуемыми им и прилегающими к приобретенному основанному земельному участку, земельными участками с момента его приобретения, которыми что подтверждается показаниями свидетелей Т., Н., Ш. предупрежденных об уголовной ответственности, оснований не доверять которым у суда не имеется, пользовался и предыдущий хозяин дома и земельного участка, фактически используемого в границах установленного забора.

В связи с тем, что площадь истребуемых земельных участков меньше 400 кв.м. (минимальной нормы предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство), то следовательно, самостоятельное использование их для индивидуального жилищного строительства невозможно, но при этом судом принимается во внимание, что использование данных земельных участков как дополнительного к основному, принадлежащему Дубасову В.М., что не противоречит действующим градостроительным регламентам на территории г. Смоленска, законодательству в области архитектуры, градостроительства и землепользования, экологическим требованиям, при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и собственников соседних земельных участков и жилых домов и не создается угроза их жизни и здоровью.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются: 1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя); 2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

В ходе судебного разбирательства Дубасовым В.М. предоставлена схема расположения земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. выполненная ИП К. согласно которых площадь испрашиваемых дополнительно земельных участков являющихся смежными по отношению к участку принадлежащему ДубасовуВ.М. и составляет <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м.

Согласно требованиям ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка допускается увеличение площади этого земельного участка на величину, не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (п. 5 ст. 28 Закона).

Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 года № 490, установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства.

Доказательств того, что указанный земельный участок не соответствует требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска, суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

При таком положении у Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска не имелось правовых оснований для отказа в согласовании упомянутой выше схемы, в связи с чем, суд удовлетворяет заявленные истцом требования.

Ссылки на то обстоятельство, что имеются право притязания на истребуемые истцом земельные участки третьего лица, в данном случае так же не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленных обращений Дубасова усматривается, что его обращения в Департамент земельный имущественных и земельных отношений имели место значительно раньше, при том, что неоднократные отказы имели формальные основания, чем имело место заявление третьего лица, на которое указывает Департамент, при этом судом отмечается, что на дату принятия данного судебного решения третьим лицом отказы третьим лицом не оспорены и не признаны не законным, что сторонами не оспаривается и не опровергнуто.

Принимая во внимание то, что истец на протяжении длительного времени фактическим пользовался спорным участком, местоположение границ земельного участка определено в соответствии с требованиями п. 7 ст. 36 ЗК РФ и п. 4 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 года № 105 с учетом красных линий; учитывая незначительную площадь земельного участка под домом, необходимость обслуживания домовладения (часть дома расположена на спорном земельном участке), суд находит подлежащими удовлетворению требования Дубасова В.М. о предоставлении в собственность земельного участка прилегающего к существующему землепользованию площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. + <данные изъяты> кв.м.) по <адрес> в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, подготовленной ИП К.

Вопрос о возмещении расходов по оплате госпошлины не рассматривался, в связи с отсутствием заявления данного требования истцов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении Дубасову В.М. дополнительного земельных участков в собственность за плату - незаконным.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить Дубасову В.М. в собственность за плату дополнительный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (в соответствии со схемой расположения земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м.) на кадастровом плане (карте) территории, подготовленной ИП К. в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска согласовать, а Администрацию города Смоленска утвердить подготовленную ИП К. схему расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность Дубасову В.М. земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. (в соответствии со схемой расположения земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м.), расположенного в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий судья                  Малиновская И.Э.

М.р.и.02.08.2012 г.