о вселении и внесении изменений в договор социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2012г.                                                                                                                    г. Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи                   Кудряшова А.В.

при секретаре      Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Д.М. к Администрации г.Смоленска о вселении в жилое помещение и возложении обязанности по внесению изменений в договор социального найма жилого помещения,

у с т а н о в и л:

С.Д.М. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о вселении в квартиру <адрес>, нанимателем которой по договору социального найма является его теща С.Т.В., и возложении на ответчика обязанности по внесению изменений в соответствующий договор социального найма жилого помещения в части указания истца в качестве члена семьи С.Т.В., сославшись на то, что вселился и длительное время проживает в названной квартире в качестве члена семьи нанимателя, однако Администрация г.Смоленска неправомерно отказывает в даче согласия на его вселение в данное жилье, что препятствует постоянной регистрации истца в нем, притом, что наниматель и другие члены его семьи такое согласие выразили письменно.

С.Д.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, отметив, что длительное время проживает в указанной квартире, где также зарегистрированы его супруга С.И.Г. и сын С.Е.Д.; с нанимателем и другими членами его семьи ведет общее хозяйство.

Представитель Администрации г.Смоленска С.Е.А., возражая против удовлетворения иска, сослалась на то, что при вселении С.Д.М. в названную квартиру общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.

Третье лицо - С.Т.В. в предварительном судебном заседании указала на обоснованность иска, пояснив, что истец с согласия остальных членов ее семьи фактически вселился и проживает в квартире <адрес>.

Третье лицо - С.И.Г. в судебном заседании сочла заявленные исковые требования обоснованными.

Третье лицо - отдел УФМС России в Ленинском районе г.Смоленска, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил; в представленном отзыве на иск отметил, что оставляет разрешение спора на усмотрение суда..

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Согласно ч.1 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения в установленном законом порядке имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

Исходя из положений ч.ч.1, 3 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (ч.5 ст.50 ЖК РФ).

В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.

Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно ч.2 ст.70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре.

В силу п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

По делу установлено, что С.Т.В. является нанимателем квартиры <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемой ею на условиях социального найма. В данном жилом помещении также зарегистрированы и проживают ее дочь С (до брака - С) <данные изъяты>, внук С.Е.Д.., супруг С.Г.В.., сын С.М.Г.(л.д.7, 9-13, 20-21).

ДД.ММ.ГГГГ С.Т.В. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о регистрации в упомянутой квартире своего зятя С.Д.М. (супруга С.И.Г.), представив также письменные согласия остальных членов своей семьи на осуществление подобной регистрации (л.д.8). С аналогичным заявлением обратился и сам С.Д.М., однако в этом ему было отказано ввиду отсутствия согласия Администрации г.Смоленска (наймодателя) на вселение истца в данную квартиру (л.д.6).

Как следует из объяснений С.Д.М., С.Т.В. и С.И.Г., истец с согласия остальных членов семьи С.Т.В. еще в ДД.ММ.ГГГГ фактически вселился и проживает в квартире <адрес> в качестве члена семьи нанимателя; с С.Т.В. и другими членами ее семьи, включая супругу С.И.Г. и сына С.Е.Д., ведет общее хозяйство.

Отказывая в даче согласия на вселение в квартиру <адрес> С.Д.М., Администрация г.Смоленска исходила из того, что при вселении истца в данное жилое помещение общая площадь квартиры на одного члена семьи составит менее учетной нормы.

С такой позицией органа местного самоуправления суд согласиться не может.

Как уже отмечалось, общая площадь упомянутой квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., притом, что в настоящее время в ней зарегистрировано 5 человек, на каждого из которого приходится по <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. / 5 чел.), что менее установленной в г.Смоленске учетной нормы (10,5 кв.м.). С учетом вселения истца на каждого члена семьи нанимателя из 6-ти человек будет приходиться по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилья, т.е. жилищные условия семьи С.Т.В. изменяться незначительно, протии чего не возражают члены семьи нанимателя, выразившие в письменной форме свое соответствующее согласие на вселение С.Д.М.. в квартиру <адрес>.

По смыслу ч.1 ст.70 ЖК РФ наймодатель вправе запретить вселение гражданина в качестве проживающего совместно с нанимателем члена его семьи только в том случае, если до такого вселения приходящаяся на каждого члена семьи нанимателя общая площадь соответствующего жилого помещения составляет более учетной нормы либо равна ей, тогда как при вселении названного гражданина данный показатель станет менее учетной нормы, что приведет к нуждаемости семьи нанимателя в улучшении жилищных условий.

Поскольку в настоящее время на каждого члена семьи С.Т.В. приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, т.е. менее учетной нормы, предусмотренные законом основания для отказа наймодателя в даче согласия на вселение в квартиру <адрес> С.Д.М. отсутствуют. При изложенных выше обстоятельствах такое изменение жилищных условий семьи С.Т.В. (обеспеченность общей площадью жилья уменьшается менее, чем на полтора квадратных метра) является допустимым, тем более, что вселение истца в жилое помещение произведено с обоюдного согласия всех проживающих в нем лиц, а сам С.Д.М. приходится супругом С.И.Г. и отцом С.Е.Д., являющимися членами семьи нанимателя, и с ДД.ММ.ГГГГ проживает в названной квартире.

При таком положении, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.Смоленска обязанности по изменению договора социального найма в отношении квартиры <адрес> путем дополнения его указанием в качестве члена семьи нанимателя данного жилого помещения С.Д.М.

Что касается заявленного искового требования о вселении С.Д.М. в названную квартиру, то суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, фактическое вселение истца в указанное жилое помещение имело место еще в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, нарушенные права С.Д.М. в данном случае будут полностью восстановлены путем внесения соответствующих изменений в упомянутый выше договор социального найма и констатации судом отсутствия необходимости получения согласия Администрации г.Смоленска для его регистрации в квартире <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования С.Д.М. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Смоленска изменить договор социального найма в отношении квартиры <адрес>, дополнив его указанием в качестве члена семьи нанимателя данного жилого помещения С.Д.М..

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца дней.

                

Председательствующий                А.В. Кудряшов