О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства



       Дело № 2-3264/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года                                                                                                                   г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Киселева А.С.

при секретаре Бочкареве И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузянина Е.Ю. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,     

у с т а н о в и л:

Лузянин Е.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент; уполномоченный орган) о предоставлении ему в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства любого свободного от прав третьих лиц земельного участка в черте г. Смоленска площадью в пределах установленной нормы, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством, как инвалид, имеет на это полное право.Однако ответчик отказал ему в реализации такого права, сославшись на необходимость предоставления чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. Работы по формированию земельного участка готов оплатить самостоятельно.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Смоленска.

Представитель истца Василенко С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на иск, возражая против его удовлетворения, просил рассмотреть дело без своего участия, а так же отметил, что           Лузянин Е.Ю. упомянутую выше схему в уполномоченный орган не представил, при том, что обязанность по осуществлению выбора земельного участка в данном случае на Департамент не возложена.

Администрация города Смоленска о времени и месте проведения судебного заседания извещалась, своего представителя для участия в процессе не направила.

В силу частей 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истца и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (далее - Закон Смоленской области № 23-з) определенным категориям граждан, в том числе и инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.

Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться, исходя из положений п. 4 ст. 30 ЗК РФ, по смыслу которых проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления.

Пунктом 4 ст. 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193, установлены предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого             дома - минимальная площадь земельных участков - 1 000 кв.м.; максимальная площадь земельных участков - 1 800 кв.м..

На основании постановления Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 «Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области» именно данный орган исполнительной власти Смоленской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое                          Смоленске (п. 2.4. Положения). Порядок реализации таких полномочий (далее - Порядок), утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243.

Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего в соответствии с федеральным и областным законодательством правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка, либо его представителя (п. 2.1. Порядка). В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с действующим законодательством РФ земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в тридцатидневный срок отказывает в предоставлении земельного участка.

В контексте вышеизложенного само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права имеет возможность инициировать формирование земельного участка. При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.       

Вместе с тем, как следует из письменных материалов дела, Лузянин Е.Ю., проживающий на территории <данные изъяты> области и являющийся инвалидом первой группы (л.д. 7-8), ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка в черте г. <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства в пределах установленных норм. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил истцу о необходимости предоставления в срок до ДД.ММ.ГГГГ чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. При этом Департамент, сославшись на то, что в случае не предоставления чертежа в указанный срок заявление будет списано в архивное делопроизводство, наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г. <данные изъяты>, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, не опроверг (л.д. 5).

В ходе судебного разбирательства Департаментом так же не представлено доказательств отсутствия в черте г. <данные изъяты> свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства и предоставления их в собственность истцу, то есть по существу возможность принятия решения о формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства в отношении истца ответчиком не опровергается. Доказательств обратному последним суду в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ (каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений) не представлено.

В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, не изъятых и не ограниченных в обороте, в их предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством.

Существование предусмотренных приведенной правовой нормой ограничений, позволяющих отказать Лузянину Е.Ю. в предоставлении участка земли в черте г. <данные изъяты> в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, судом при рассмотрении дела не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот в рамках положений Закона Смоленской области № 23-з истец не воспользовался (л.д. 18-19).

Обеспечение выбора земельного участка для строительства отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 5 ст. 30,                          ст. 31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п. 4 ст. 30 ЗК РФ).

Таким образом, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства, истец вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ему в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г. <данные изъяты>), любого земельного участка свободного от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели.

По этим причинам непредставление Лузяниным Е.Ю. в Департамент чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, что предусмотрено п. 2.2 Порядка, с учетом положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ не должно служить препятствием для положительного разрешения соответствующего вопроса по существу. Кроме этого, действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства. Требование о предоставлении названного чертежа (схемы) является допустимым в том случае, когда, обращаясь в уполномоченный орган, гражданин претендует на конкретный земельный участок.

При таком положении, суд, исходя из предмета иска, возлагает на ответчика, как на уполномоченный орган, обязанность по бесплатному предоставлению Лузянину Е.Ю. в установленном Порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах, установленных в соответствии со ст. 33 ЗК РФ, минимальных и максимальных размеров с проведением за счет истца работ по формированию данного земельного участка.

С учетом имеющегося Порядка, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истцу земельного участка, равный шести месяцам со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Лузянину Е.Ю. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске площадью в пределах минимальных и максимальных размеров с проведением за счет Лузянина Е.Ю. работ по формированию данного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий                                                                                                       А.С. Киселев