Дело № 2-2794/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2012г. г.Смоленск Ленинский районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего судьи Иванова Д.Н. при секретаре Соловьевой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б к администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, установил: Б обратился в суд с иском к администрации <адрес>, ФИО1 <адрес> по образованию и науке о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Главы администрации Ленинского района г.Смоленска от 21.04.1994г. за ним, а также П, А, А, П закреплено жилое помещение - <адрес> В настоящее время в данном жилом помещении проживают его братья и несовершеннолетняя дочь О, <данные изъяты>. С учетом общей площади занимаемого жилого помещения обеспеченность на каждого проживающего составляет менее учетной нормы, в связи с чем он имеет право на внеочередное получение жилья. В судебном заседании истец и его представитель ФИО5 заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель администрации г.Смоленска ФИО6 требования не признала, ссылаясь на то, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, тогда как жилое помещение за Б закреплено. Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Третьи лица А, А, П в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Названная статья также предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Б является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей - его мать З решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.04.1994г. лишена родительских прав, отец - В отказался от родительских прав. Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Смоленска от 21.04.1994г. № Б определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение с одновременным закреплением за ним <адрес>. С 2001г. по настоящее время Б зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении. Согласно лицевого счета на <адрес>, в данном жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. проживают братья истца А, А, П и его дочь О, <данные изъяты>. Семья Б состоит при администрации г.Смоленска на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На обращение истца от 16.02.2012г. по вопросу обеспечения жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, администрация г.Смоленска разъяснила, что улучшение жилищных условий семьи возможно только при подходе очереди, на которой она состоит на учете. До настоящего времени Б жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечен. Данные действия ответчика суд находит необоснованными. В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. По правилам п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при наличии хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ и абзац второй пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П и от 07.06.2011 г. N 746-О-О. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи. Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделены в ЖК РФ не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке (ст.57 ЖК РФ), но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется федеральным законом (ч.3 ст.49 ЖК РФ). При этом, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма должно быть обеспечено лицам, указанным в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ и п.п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ не только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения, но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства (в т.ч. наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы - п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ). Исходя из положений п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом общей площади закрепленного за истцом жилого помещения и количества зарегистрированных в нем лиц, на каждого члена семьи приходится <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>), что меньше установленной учетной нормы. Ссылка в возражениях ответчика на абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» где предусмотрено, что право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.06.2011 №746-О-О, поскольку положения п.1 ст.8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа «Lex posterior derogat legi priori» («Последующий закон отменяет предыдущий») в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Вместе с тем, ЖК РФ в п.2 ч.2 ст.57 право указанной выше категории граждан на внеочередное обеспечение жильем с отсутствием либо наличием закрепленного жилого помещения не связывает. Таким образом, имеются установленные законом основания для возложения на администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению Б во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления (абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, ст.50 ЖК РФ), которая должна быть исполнена органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з). В соответствии со ст.2-3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Согласно п.п.3.2, 4.2 Постановлением администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641 заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования, который перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Б на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией г.Смоленска государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением. Исходя из положений приведенных правовых норм, то обстоятельство, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот в г.Смоленске жилыми помещениями наделена администрация г.Смоленска, а не упомянутый Департамент, правового значения для разрешения вопроса о выделении Департаментом администрации г.Смоленска денежных средств не имеет. На основании ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, равный 6-ти месяцам. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Требования Б удовлетворить. Обязать администрацию г. Смоленска предоставить Б, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Б, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца. Председательствующий Д.Н.Иванов Решение в окончательной форме изготовлено 31.07.2012