Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2012 года Под председательством судьи Куделиной И.А. При секретаре Гурченкове А.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Викентьевой В.И. об оспаривании действий должностного лица Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Викентьева В.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления, указав следующее. Заявителем Губернатору Смоленской области была подана жалоба на ответ, данный ей Главой Администрации Ярцевского городского поселения Панковым Ю.В. Жалоба была направлена руководителем Аппарата Администрации Смоленской области для рассмотрения в пределах компетенции начальнику Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления Борисенко И.В., которым ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ. Данный ответ не отвечает на доводы жалобы по существу. Тем самым нарушены права заявителя, гарантированные ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Просит суд признать незаконными действия должностного лица Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления Борисенко И.В., отказавшего в рассмотрении по существу заявления Викентьевой В.И.; признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Борисенко И.В. дать Викентьевой В.И. ответ на ее заявление по существу. Викентьева В.В. просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие. В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. В судебном заседании представитель начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления Борисенко И.В. Артеменкова Е.В. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что первоначально ДД.ММ.ГГГГ Викентьева В.И. обратилась на имя губернатора Смоленской области с заявлением, в котором просила вернуть ей квартиру, расположенную в <адрес>, которая ранее было предоставлена ее матери. Данное обращение было направлено для рассмотрения по существу главе Ярцевского городского поселения. Не согласившись с ответом главы Ярцевского городского поселения, Викентьева В.И. ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась с заявлением на имя губернатора области с аналогичным требованием. Данное обращение было передано в Департамент Смоленской области по вопросам местного самоуправления. Департаментом в пределах компетенции был дан ответ на указанное обращение. Доводы Викентьевой В.И. о том, что действия главы Администрации Ярцевского городского поселения можно обжаловать в порядке подчиненности губернатору области, а что данный ответ не содержит ответа по существу обращения, ошибочны. Вопрос, поставленный Викентьевой В.И. на разрешение губернатора области, не относится к компетенции органов исполнительной власти Смоленской области и Департамента, поскольку вопросы предоставления жилья находятся в ведении органов местного самоуправления, решения которых могут быть оспорены в судебном порядке. Согласно п.3.19 Положения о Департаменте Департамент рассматривает обращения граждан только по вопросам, относящимся к его компетенции. Заслушав объяснения представителя должностного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу положений ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как разъяснено в п.1 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Согласно п.3 названного постановления к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся лица, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающие от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области был дан ответ на обращение Викентьевой В.И. по поводу возврата ей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и предложено для рассмотрения обращения по существу представить в администрацию справки с места жительства. Не согласившись с указанным ответом, Викентьева В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в порядке подчиненности с заявлением на имя губернатора области, в котором просила вернуть ей жилое помещение, принадлежавшее ее матери. Исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Аппарата Администрации Смоленской области направил обращение Викентьевой В.И. для рассмотрения в пределах компетенции главе муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области Панкову Ю.В. и начальнику Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления Борисенко И.В. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления Борисенко И.В. уведомил Викентьеву В.И. о рассмотрении ее обращения по вопросу несогласия с ответом главы Администрации Ярцевского района Смоленской области. Указал со ссылками на нормативные правовые акты, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, влияние органов государственной власти на решение органами местного самоуправления вопросов местного значения недопустимо. Вопросы предоставления жилых помещений относятся к компетенции органов местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма исключительно из муниципального жилищного фонда. По сведениям, представленным Администрацией муниципального образования Ярцевское городское поселение Смоленской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не значится. Действия и решения органа местного самоуправления могут быть оспорены в судебном порядке, как и восстановлены нарушенные жилищные права. Как разъяснено в п.25 названного постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч.3 ст.8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч.1 ст.10). Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч.1 ст.12). В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по вопросам местного самоуправления, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент Смоленской области по вопросам местного самоуправления является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам административно-территориального устройства Смоленской области и осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере местного самоуправления на территории Смоленской области. Согласно п.2 Положения основными задачами Департамента являются: реализация на территории Смоленской области государственной политики в сфере местного самоуправления; осуществление в пределах своей компетенции полномочий по вопросам административно-территориального устройства Смоленской области; организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области; содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в правовом обеспечении развития местного самоуправления на территории Смоленской области и пр. К функциям Департамента отнесено обеспечение взаимодействия губернатора Смоленской области, Администрации Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (п.3.6). Департамент рассматривает обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента (п.3.19). Руководство деятельностью Департамента осуществляет начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Смоленской области (п.5.1). В соответствии с положениями ч.1 ст.130, ч.1 ст.132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст.8 Устава Смоленской области в Смоленской области признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области не входят в систему органов государственной власти. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". В соответствии со ст.8 Европейской хартии местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.), которая ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г., любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать. В силу ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пп.3); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пп.6). Согласно ст.77 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. Согласно ст.78 названного закона решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Фактически в своем обращении Викеньева В.И. оспаривала содержание ответа главы муниципального образования относительно объема ее жилищных прав в отношении конкретного жилого помещения. Разрешение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Анализ приведенных норм свидетельствует о недопустимости вмешательства органов государственной власти в деятельность муниципальных образований по решению вопросов местного значения. При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что ответ на обращение Викентьевой В.И. был дан начальником Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления в установленный срок в пределах компетенции Департамента с соблюдением требований ч.1 ст.10 ФЗ РФ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для признания ответа начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления на обращение Викентьевой В.И. незаконным, как не содержащего ответа по существу на указанное обращение Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Викентьевой В.И. об оспаривании действий должностного лица Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца. Судья И.А.Куделина